Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

"Новая газета": Партия отравляющих веществ группы "Новичок" была продана бандитам в 1990-е годы

The Insider

Несколько сотен смертельных доз боевого отравляющего вещества группы «Новичок», которое было разработано в секретных советских лабораториях, в 1990-е годы были проданы людям, связанным с криминальными структурами. Об этом сообщает «Новая газета» со ссылкой на документы уголовного дела об убийстве главы «Росбизнесбанка» Ивана Кивелиди, который был отравлен аналогичным веществом в 1995 году.

Материалы дела, которые оказались в распоряжении издания, среди прочего содержат химическую формулу вещества, которым был отравлен Кивелиди. Газета показала ее специалисту в области химического оружия Вилу Мирзаянову, который долгое время имел дело с веществами системы «Новичок» и в своей книге опубликовал их формулы. По его мнению, вещество в деле об отравлении Кивелиди относится к группе «Новичок».

Кроме того, в материалах дела содержатся протоколы допросов главного свидетеля - доктора химических наук Леонида Ринка. На этой неделе государственное агентство «РИА Новости» выпустило его интервью, в котором назвало его одним из разработчиков «Новичка». Протоколы его допроса подтверждают эту информацию. Согласно этим документам, Ринк работал начальником лаборатории и был ведущим научным сотрудником в филиале Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГОСНИИОХТ) в закрытом городе Шиханы Саратовской области, где занимались разработкой химического оружия. В следственных документах Ринка называли также «начальником подразделения ГИТОС» — Государственного института технологии органического синтеза в Шиханах.

Как заявляли на следствии по делу об убийстве Кивелиди сотрудники УФСБ по Саратовской области, в ГИТОСе в 1994 году «несанкционированно синтезировали и сбывали отравляющее вещество».Согласно показаниям Ринка, к синтезу отравляющего вещества в 1994 году он привлек коллегу, сказав, что это  вещество необходимо военным.

«Для того, чтобы она [коллега] не волновалась, я ей сказал, что это надо для в/ч [воинской части]<…> Оборудование в лаборатории было стандартным: колбы, вытяжка и т. д. <…> Дал [коллеге] задание и ушел. В комнате все время кто-то находился, две лаборантки, но так как я предупредил [коллегу], чтобы она на эту тему не распространялась, лаборантки ничего не знали. <…> Это был «левый» заказ, и я не желал, чтобы об этом кто-то знал третий. Она не возражала, так как я сказал, что ее работа будет оплачена, а ей очень нужны были деньги», - цитирует издание протокол допроса.

В 1994 году ампулу получил знакомый Рябов, который сначала хотел отравить собаку, а затем «сказал, что яд нужен не для собаки, а для человека». На допросе он объяснил, что пошел на сделку вынужденно — боялся своего знакомого, который требовал отравляющее вещество, поскольку этот знакомый был связан с криминалом.

«Я боялся угроз Рябова, который был связан с преступными элементами, <…> согласился достать ему такой яд», — рассказал следователям Ринк. За сотни доз отравляющего вещества в этой ампуле, согласно показаниям Ринка, ему заплатили «то ли полторы тысячи, то ли тысячу восемьсот долларов».

Весной 1995 года, по данным следствия, еще одну ампулу вещества у Ринка приобрел гражданин Латвии Артур Таланов, как он заявлял «в целях самообороны». Таланов впоследствии участвовал в нападении на инкассаторские машины, получил пулю и оказался под следствием в Эстонии, когда вместе с партнерами пытался ограбить инкассаторов «Хансабанка».