Протест у офиса МККК в Степанакерте во время блокады Нагорного Карабаха. Фото: Марут Ванян/OCCRP
В конце августа Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) опубликовал материал о том, как во время девятимесячной осады Нагорного Карабаха Азербайджан мешал Международному комитету Красного Креста (МККК) оказывать помощь населению анклава. В статье также рассказывалось, что азербайджанский Красный Полумесяц, который входит в международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, препятствовал работе коллег.
В ответ на свой запрос The Insider получил письмо из офиса советника по коммуникациям МККК Клэр Каплун, в котором утверждается, что организация всегда придерживалась «нейтральности и беспристрастности», работая в зоне карабахского конфликта, и с 2023 года ведет «непрерывный диалог» с азербайджанским Красным Полумесяцем.
«Конечная цель МФКК — обеспечить, чтобы национальные общества оказывали эффективную помощь и поддержку пострадавшему населению в соответствии с нашими принципами и политикой. Этого можно добиться посредством постоянного взаимодействия и открытого диалога между членами.
На протяжении многих лет азербайджанский Красный Полумесяц оказывает поддержку людям, перемещенным в результате боевых действий, независимо от их этнической принадлежности. Это включает в себя снабжение продовольствием и предметами первой необходимости, финансовую помощь, психологическую и социальную поддержку».
Ответов на конкретные вопросы, заданные The Insider, в письме МККК нет.
Блокада
Организованная Азербайджаном блокада Нагорного Карабаха продолжалась с декабря 2022-го по сентябрь 2023 года, когда азербайджанская армия атаковала и захватила регион, а все его население вынуждено было бежать в Армению. Результатом блокады стала гуманитарная катастрофа: 120 тысяч жителей были лишены товаров первой необходимости, включая еду и лекарства. Все это время сотрудники Красного Креста были единственными людьми, которые имели доступ в Нагорный Карабах и могли привозить ограниченное количество грузов. Кроме того, на машинах МККК вывезли 1500 человек, включая больных, нуждающихся в срочном лечении.
Бывший высокопоставленный сотрудник МККК рассказал OCCRP на условиях анонимности, что вывозить жителей становилось все сложнее, поскольку власти Азербайджана создавали препятствия гуманитарным работникам. «Они давили на нас, начиная с мелочей на месте и заканчивая более масштабными вопросами в [МИД] Азербайджана», — сообщил сотрудник, пояснив, что создавались бюрократические и логистические препоны, а иногда поступали прямые запреты на передвижение. Как пишет OCCRP, эта информация подтверждается и другими сотрудниками МККК, репортажами местных СМИ и интервью с местными жителями за тот период.
Сотрудник МККК рассказал, что власти Азербайджана запретили организации возить в Нагорный Карабах топливо, необходимое в том числе для машин скорой помощи и генераторов в больнице Степанакерта, которая страдала от отключений электричества. В результате гуманитарные работники возили топливо тайком. Одного из пациентов, которого перевозили в машине МККК, похитили азербайджанские пограничники. С этого момента гуманитарные работники больше не могли гарантировать безопасность людям, пытавшимся выехать из региона.
В конце июля МККК заявил, что больше не может доставлять продовольствие в Нагорный Карабах. Организация не называла причины, а лишь обращалась к «соответствующим лицам, принимающим решения», с просьбой «позволить МККК возобновить гуманитарную деятельность».
Представители азербайджанского Красного Полумесяца публично выступали против работы Красного Креста в Нагорном Карабахе, а также повторяли тезисы официальной азербайджанской пропаганды, отрицавшей и факт блокады, и лишения, которые претерпевало население региона. Через несколько дней после насильственного перемещения всего населения Нагорного Карабаха, которое Европарламент признал этнической чисткой, глава азербайджанского Красного Полумесяца Новрузали Асланов опубликовал в Twitter фотографию колонны Красного Полумесяца и написал: «Наша почетная миссия завершена».
И Асланов, и генеральный секретарь азербайджанского общества Красного Полумесяца Джейхун Мирзоев неоднократно публично восхваляли Ильхама Алиева, который получил власть по наследству от отца и единолично правит Азербайджаном более тридцати лет.
В прошлом году МФКК отстранила национальное общество в Беларуси из-за нарушений основополагающих принципов движения, в частности принципа нейтралитета. Как выяснилось, сотрудники белорусского Красного Креста вывозили в Беларусь украинских детей с оккупированных территорий, а генеральный секретарь общества Дмитрий Шевцов ездил на Донбасс в военной форме с нашивкой в виде буквы Z на рукаве. Тем не менее МФКК игнорирует связи азербайджанского Красного Полумесяца с властями страны.
«Медиатеррорист и шпион»
После публикации OCCRP в азербайджанских медиа началась кампания против автора статьи, шведского журналиста и антрополога Расмуса Канбэка. В материалах разных СМИ (1, 2) журналиста называют армянским лоббистом и врагом Азербайджана.
Как рассказал в беседе с The Insider сам Канбэк, в прошлом он уже подвергался и давлению со стороны властей Азербайджана, и нападкам со стороны местных медиа:
«Насколько я понимаю, они считают меня членом сети азербайджанских диссидентов, которые якобы связаны с армянскими спецслужбами. Все это, конечно, параноидальный заговор. В прошлом они называли меня по-разному: от медиатеррориста до шпиона.
Подобные нападки продолжаются с тех пор, как я отказался подписать документ, полученный из посольства Азербайджана [в Швеции], в котором говорилось, что я сожалею о своих визитах в Нагорный Карабах после войны 2020 года. Документ от посольства пришел одновременно с приглашением в оплачиваемую поездку в Азербайджан. Почти сразу после того, как я отказался его подписать, начались преследования, которые то прекращались, то возобновлялись в течение последних трех лет.
Было время, когда представители Азербайджана пытались помешать моему сотрудничеству с новыми изданиями. Мне приходилось предупреждать редакторов, с которыми я работал, о возможном давлении, и я до сих пор это делаю».