Президент США Джо Байден 31 мая выступил с речью, в которой представил новый комплексный план по прекращению войны в секторе Газа и урегулированию конфликта. С тех пор из Израиля поступают противоречивые сообщения относительно того, принимают ли власти страны это предложение. Опрошенные The Insider эксперты говорят, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху скрывает подробности согласованного США договора, лавирует между умеренным и радикальным подходом к определению будущего сектора Газа и пытается переложить на США ответственность за решения, непопулярные у консервативной части израильского общества.
Предложенный Байденом план урегулирования включает три фазы: шестинедельное прекращение огня, обмен израильских заложников на палестинских заключенных, доставка гуманитарной помощи и переговоры; полное прекращение военных действий, полный вывод израильских войск из сектора Газа; масштабное восстановление пострадавших во время войны районов. По словам Байдена, предложение уже передано ХАМАС через Катар. Кроме того, президент подчеркнул, что это «всестороннее новое предложение» исходит от Израиля.
2 июня советник Нетаньяху по внешней политике Офир Фальк заявил в интервью британской газете Sunday Times, что в Израиле приняли план Байдена, но считают, что он нуждается в доработке. «Это не очень хорошая сделка, но мы очень хотим освободить заложников», — подчеркнул Фальк.
Однако на следующий день Нетаньяху на заседании комитета по иностранным делам сделал заявление, из которого следовало, что он согласен только на первую фазу плана. «Мы можем остановить боевые действия на 42 дня [то есть шесть недель] с целью возвращения похищенных, — заявил премьер. — Я не готов остановить войну. Я не буду описывать здесь детали сделки, но то, что описал президент США, неверно». Нетаньяху подчеркнул, что главной целью войны, которую Израиль ведет в секторе Газа, остается уничтожение ХАМАС.
Министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир заявил, что не смог ознакомиться с подробностями плана: «Я попросил показать проект сделки, но мне отказали, потому что это, вероятно, неприличная сделка».
Как рассказал в беседе с The Insider бывший офицер израильской службы безопасности Эяль Пинко, Нетаньяху пытается скрыть истинное положение вещей, чтобы избежать какого-либо влияния на процесс переговоров с США.
«Нетаньяху пытается сделать так, чтобы никто не понял, что на самом деле происходит. То, что он отказывается показать договор даже министру национальной безопасности, — это странное поведение, которое можно интерпретировать как попытку скрыть происходящее за кулисами, чтобы ни один фактор (ни внешний, ни внутренний) не повлиял на эти процессы. Либо переговоры всё еще идут, и по договору нет согласия».
Как считает израильский военный эксперт Давид Гендельман, неопределенность вызвана тем, что Израиль пытается одновременно достичь целей, которые противоречат друг другу.
«В начале войны израильское правительство официально поставило две цели: свержение власти ХАМАС в Газе и уничтожение его военных возможностей и освобождение заложников. В реальности эти цели противоречат друг другу, но правительство по психологическим, политическим и социальным причинам не может стукнуть кулаком по столу и сказать: „Никаких переговоров по заложникам — война до победного конца”, — поэтому пытается маневрировать и идти к двум целям одновременно. Поэтому с самого начала параллельно боевым действиям идут переговоры — в ноябре было временное прекращение огня с частичным освобождением заложников, затем боевые действия возобновились.
Нового соглашения по заложникам пока достичь не удалось, потому что ХАМАС сейчас ставит условием не временное, а постоянное прекращение огня. И план, предложенный Байденом, предполагает то же самое. По сути для Израиля это будет означать окончание войны без достижения поставленной цели, то есть проигрыш в войне. По этому вопросу израильское общество и правительство расколоты: часть требует сделки по заложникам даже ценой проигрыша в войне, часть не согласна на это даже ради такой благой цели.
На мой взгляд, единственными реальными вариантами управления в секторе Газа остаются либо власть ХАМАС, либо израильская оккупация и военная администрация. Так как большинство членов правительства Израиля не хочет оккупации и США тоже против нее возражают, предпринимаются попытки придумать альтернативы: местное самоуправление, возвращение администрации Палестинской автономии, разные международные силы и т.д. — но всё это пока теории. Власти маневрируют между вариантами реальными, но нежелательными, и желательными, но маловероятными. Нетаньяху должен вскоре выступить в Конгрессе США, так что пока воздерживается от резких заявлений».
Политолог-американист Ян Веселов рассказал The Insider, что Нетаньяху лавирует между требованиями умеренных политиков из «военного кабинета» и радикальными националистами, пытаясь сохранить власть, и способен пойти на обострение с США.
«План Байдена, очевидно, предполагает переговоры с ХАМАС, иначе непонятно, кто выступает второй конфликтующей стороной. К тому же предыдущие переговоры, которые в том числе привели к кратковременному перемирию, проходили при участии ХАМАС. США, Египет и Катар будут посредниками. Мне кажется, Нетаньяху недоволен тем, что эта трехэтапная рамка слишком связывает ему руки.
Пока план Нетаньяху заключается в том, чтобы лавировать между более умеренным подходом „военного кабинета” в лице Бенни Ганца и Йоава Галанта, который предполагает вывод войск из сектора Газа и передачу контроля над ним международным органам либо Палестинской автономии, и радикальными националистами в правительстве, вроде Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира, которые требуют дальнейшей оккупации Газы, ее аннексии и депортации палестинцев. От этого зависит, сможет ли Нетаньяху сохранить власть.
Мы уже неоднократно видели, что Нетаньяху готов идти на обострение с США, недавно он прямо заявил, что Израиль не вассал Америки и будет самостоятельно определять свою политику. Байден может надавить на Израиль, если приостановит прямые поставки и продажу оружия, сославшись на нарушения прав человека, а также расширит санкционный режим (в дополнение к уже действующим санкциям в отношении нелегальных поселенцев на Западном берегу Иордана). Но пока непонятно, готов ли Байден к таким действиям».
Политолог-американист Александра Филиппенко полагает, что израильские власти попросили США выдвинуть предложения, которые они не хотят озвучивать сами из-за их непопулярности у консервативной части израильского общества.
«Идея о переговорах с ХАМАС попала в план Байдена из предложений, переданных израильской стороной, как это ни удивительно. Видимо, неслучайно, что она была озвучена президентом США, главного союзника Израиля, в пятницу вечером, когда чиновники из правого крыла израильского правительства стараются ничего не комментировать, поскольку наступает шаббат. Байден обращался напрямую к народу Израиля в своем выступлении и призывал прислушаться к этому трехступенчатому плану. Такое ощущение, что израильские власти попросили США выступить в качестве посредника между правительством и народом Израиля.
Полное уничтожение ХАМАС может занять еще много времени, а для заложников, которые с 7 октября находятся в подземных тоннелях где-то в секторе Газа, каждый день промедления грозит гибелью. Для этого и нужен трехступенчатый план, чтобы заняться возвращением заложников. Жизни людей не вернуть, но можно со временем уничтожить ХАМАС — вот из этого исходит Байден. Президент США и его администрация полагают, что израильская армия фактически уже обезглавила ХАМАС, и дальше нужно работать на их окончательное уничтожение. Но главное — это вернуть заложников.
Израиль еще до 7 октября был разделен по многим политическим вопросам. После выступления Байдена десятки тысяч израильтян вышли в поддержку предложенного плана, требуя скорейшего прекращения огня, поскольку каждый день погибают израильские солдаты. Но другая часть израильского общества выступает за продолжение войны, и их тоже невозможно игнорировать».
Старший научный сотрудник института Atlantic Council в Вашингтоне Ксения Светлова рассказала в беседе с The Insider, что Нетаньяху не хочет немедленно заканчивать войну, так как это приведет к развалу коалиционного правительства, а потеря власти угрожает его личной свободе, поскольку он по-прежнему находится под следствием по уголовным обвинениям.
«Нетаньяху, с одной стороны, понимает, что необходимы сделка и компромисс. С другой стороны, как только Нетаньяху примет условия этой сделки, он лишится своих партнеров по коалиции: крайне правый фланг коалиции сразу же выйдет из правительства, и это закончит его политическую карьеру. Получается, что план разработал его военный кабинет, но при этом сам он говорит, что не согласен.
Нетаньяху не знает, что делать дальше. До 7 октября его позиция заключалась в следующем: сохранение статус-кво с ХАМАС в Газе, палестинская администрация под руководством Махмуда Аббаса на Западном берегу. Теперь нужен какой-то другой план, и он предполагает создание невраждебной палестинской администрации, то есть, фактически создание независимого палестинского государства. С этим Нетаньяху как правый политик не согласен, он всегда говорил, что „ни пяди земли не уступим и никакого палестинского государства не потерпим”. Он не может на это пойти, потому что речь идет о существовании его нынешнего правительства, о его престиже и дальнейшей политической карьере.
Кроме того, он под следствием по нескольким обвинениям и боится потерять неприкосновенность. Поэтому в его интересах сохранить правительство и коалицию. Нетаньяху хотел бы закрепить статус-кво каким-то образом, не оккупируя Газу, но и не позволяя создать там независимую автономию. Байден угрожал прекратить поставки оружия, но вряд ли он это сделает в преддверии президентских выборов, поскольку побоится потерять голоса американских евреев».
Как ожидается, Биньямин Нетаньяху выступит на совместном заседании обеих палат Конгресса США 13 июня.