В сегодняшней сводке:
- Российские войска сумели вклиниться в украинскую оборону в Очеретино — к северу от авдеевского операционного района;
- Упорные бои идут за ключевой узел обороны севернее Марьинки — населенный пункт Красногоровка;
- Наступательная группировка ВС РФ завязла на подступах к Часову Яру, условий для штурма города пока не создано;
- Украинские власти пытаются вернуть мужчин призывного возраста из-за границы, усложнив им доступ к консульским услугам;
- За неделю фиксировались лишь эпизодические налеты барражирующих боеприпасов на территорию Украины;
- Минобороны РФ отмечает увеличение частоты пусков по России необычных средств поражения — ударных воздушных шаров;
- В США закончилась эпопея с финансированием для Украины — объявлены крупнейшие пакеты военной помощи;
- Всю неделю российский «фронтовой ВПК» демонстрировал удивительные образцы кустарного бронирования танков.
Обстановка на фронте
Основные события на этой неделе разворачивались к северо-западу от Авдеевки: россиянам удалось преодолеть по крайней мере первую линию обороны ВСУ и ворваться в село Очеретино. В течение недели ВС РФ расширяли контроль за этим населенным пунктом, а также горловину образовавшегося выступа, захватив Новобахмутовку и Соловьёво. Это, в свою очередь, привело к оставлению Семёновки (которая, впрочем, уже давно находилась в «серой зоне») и необходимости отхода на новые рубежи обороны. Кроме того, российские силы смогли зайти в Новокалиново.
Провал обороны в Очеретино перевел в публичное поле дискуссию о проблемах в ВСУ, в частности в 115-й ОМБр, находившейся на этом участке фронта. В украинских соцсетях расходились посты военных блогеров, бойцов бригады и их родственников с критикой безалаберного командования (впрочем, по некоторым данным, вина за случившееся лежит далеко не только на 115-й бригаде, а скорее на просчетах командования оперативно-тактической группировки ВСУ «Донецк»).
Южнее ВС РФ удалось, по крайней мере на время, закрепиться в Красногоровке, а также после многомесячных боев взять Новомихайловку, что открывает (пока что отдаленные) перспективы наступления на Угледар с северо-востока. По мнению одного из украинских военнослужащих, эти прорывы иллюстрируют нехватку в ВСУ артиллерийских боеприпасов, ПТУР и других средств поражения, которые невозможно полностью заменить FPV-дронами.
Линия боевого соприкосновения в районе Часова Яра не претерпела особых изменений, за исключением окончательного взятия Богдановки (Z-каналы разошлись во мнениях о важности этого населенного пункта). В настоящее время речь не идет ни о закреплении ВС РФ в городской черте, ни об охвате города с флангов, хотя очевидно, что основной штурм еще не начался. В то же время город продолжают разрушать планирующими авиабомбами, а российская фронтовая авиация чувствует себя на передовой довольно вольготно, демонстрируя нехватку у ВСУ средств ПВО. В репортаже The Wall Street Journal из Часова Яра показана еще одна проблема ВСУ — нехватка личного состава, в результате чего защитники города вынуждены находиться на передовой по 10–15 дней вместо положенных пяти.
Украинские власти пытаются решить последнюю проблему достаточно болезненными методами. В начале недели украинские консульства за рубежом временно прекратили оказание консульских услуг мужчинам призывного возраста, а затем Кабинет министров постановил вообще запретить выдавать этой категории граждан загранпаспорта за пределами Украины — теперь, чтобы получить новый документ, надо вернуться в страну, выезд из которой для большинства мужчин запрещен. В Польше и Литве уже положительно отозвались о перспективе содействия Украине по возврату потенциальных мобилизуемых, тогда как в Германии заверили, что украинские мужчины не потеряют защиту в этой стране даже с просроченными паспортами.
Также на этой неделе The Insider опубликовал обзорный материал о ситуации на фронте после захвата Авдеевки. ВС РФ по-прежнему придерживаются тактики «мясных штурмов», добиваются тактических успехов, но не могут перевести их в оперативные. ВСУ находятся в стратегической обороне в условиях нехватки боеприпасов и личного состава. Если не случится чего-то экстраординарного, в течение 2024 года ни одной из сторон не удастся выйти из «позиционного тупика».
Взаимные обстрелы и диверсии
Неделя с 20 по 26 апреля прошла практически без массовых налетов БПЛА типа «Шахед» на территорию Украины — за две ночи, на 22 и 23 апреля, российские силы запустили 23 «Шахеда», из которых удалось уничтожить 20. Тем не менее, ракетные обстрелы и удары авиабомбами с УМПК не прекращались. Российские силы поражали военные и гражданские объекты, например самолеты на аэродроме Авиаторское в районе Днепра и зерновые терминалы в порту Южный.
Кроме того, компания «Українська залізниця» (национальный железнодорожный оператор) сообщила 25 апреля сразу о трех ударах по объектам железнодорожной сети, а Минобороны РФ, в свою очередь, отчиталось о поражении воинского эшелона, а также военной техники и личного состава на погрузке. Ведомство не привело никаких доказательств этих заявлений и не комментировало ущерб, причиненный мирным жителям (1, 2).
Украинская сторона отметилась массовым налетом БПЛА на различные регионы России в ночь на 20 апреля, в ходе которого пострадали объекты ТЭК в Смоленской, электроподстанция — в Брянской и металлургический комбинат — в Липецкой областях. Минобороны РФ отчиталось о перехвате 50 беспилотников над 8 регионами России.
В тот же день ВСУ, по-видимому, удалось поразить в Севастополе спасательное судно подводных лодок «Коммуна», считающееся старейшим действующим военным кораблем в мире. Судя по спутниковым снимкам, корабль обошелся без (видимых) повреждений, однако сообщается о ранении двух моряков.
Также на этой неделе участились случаи запуска на территорию России украинских воздушных шаров-бомбардировщиков довольно оригинальной конструкции. По данным Сергея Шойгу, с начала «СВО» российским силам удалось сбить всего 37 подобных аппаратов.
Потери
Исследователь под ником Naalsio за неделю с 12 по 19 апреля визуально подтвердил потерю 14 единиц техники ВС РФ к западу от Авдеевки, ВСУ потеряли там же как минимум 6 единиц. В районе Крынок на левом берегу Днепра за тот же период удалось подтвердить потерю одной единицы техники россиянами и ни одной — украинцами.
Российским военным удалось захватить и эвакуировать в тыл в относительно целом состоянии немецкий танк Leopard 2 — спустя 10 месяцев после первой потери танка этого типа. Российский военнослужащий с рембазы уже успел раскритиковать танк в комментарии «РИА Новостям», в том числе за «излишнюю автоматизацию».
Вооружения и военная техника
На этой неделе, наконец, завершилась многомесячная эпопея с американским законопроектом о выделении средств на финансирование Украины. Пройдя на прошлой неделе Палату представителей, во вторник акт был принят Сенатом, а в среду — подписан президентом Джо Байденом. Пентагон практически немедленно объявил о выделении Украине пакета военной помощи на сумму в $1 млрд, призванный по крайней мере частично удовлетворить насущные потребности ВСУ в боеприпасах для ПВО и артиллерии, ПТУР и бронетехнике. Вооружения должны быть переданы из имеющихся запасов США по схеме PDA.
Вслед за этим «стабилизационным» пакетом последовал еще более масштабный, крупнейший за время войны пакет, представляющий собой различные заказы американским предприятиям ОПК по схеме USAI. Кроме все тех же боеприпасов, в его составе стоит отметить ЗУР для ЗРК Patriot и NASAMS, используемых для обороны украинских городов, а также противодроновое оборудование и компоненты, предназначенные для содействия производству БПЛА на территории Украины.
Более развернутую оценку военной помощи, выделенной США, можно прочитать в разборе The Insider.
Помимо США, о крупном пакете помощи Украине также объявила Великобритания, пообещав предоставить, в частности, 400 различных ББМ и автомобилей, 60 катеров и лодок и 1600 ракет, в том числе ЗУР и Storm Shadow / SCALP-EG. Позже стало известно, что в пакет войдут корректируемые авиабомбы с лазерным наведением Paveway IV.
Одновременно с этим разворачивается драма вокруг поставки Украине дальнобойных комплексов ПВО/ПРО. Президент Владимир Зеленский и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба говорят (1, 2) о семи комплексах класса Patriot или SAMP-T, необходимых для ПВО страны. Этих комплексов должно быть достаточно как минимум для того, чтобы прикрыть крупные украинские города и находящиеся там инфраструктурные объекты. Однако пока ни США, ни европейские партнеры не спешат расставаться со своими системами такого класса, важными для национальной обороны (а в случае с США — и для прикрытия собственных и союзных объектов по всему миру). Помимо ранее обещанной Германией батареи Patriot, удалось добиться только обещания Испании поставить неназванное количество ракет для этого комплекса.
Среди российских новинок на фронте можно выделить появление американских 203-мм артиллерийских боеприпасов, скорее всего, поставленных из Ирана и совместимых с САУ «Пион»/«Малка». Также россияне стали применять роботов-носителей РЭБ и дроны-сеткометы для перехвата БПЛА противника и наваривать противодроновые экраны на штурмовые мотоциклы.
Пока одни комментаторы иронизируют над возвращением российского танкостроения к лучшим традициям Первой мировой войны, другие призывают (1, 2) не насмехаться над российскими «новинками».
Насколько можно судить, танки формата «бронесарай» справляются с задачей доведения российских колонн до позиций противника и их прикрытия установленными на «мангале» многочисленными системами РЭБ — пусть и ценой сложности технического обслуживания, а также потери обзорности и возможности поворота башни.
О главных событиях войны в сводках за неделю: