Торговые суда в порту Одессы. Фото: Reuters
Россия, Украина и Турция в марте были близки к подписанию договора по обеспечению безопасности судоходства в Чёрном море, однако Киев в последний момент, когда текст был уже согласован, вышел из сделки. Об этом сообщило Reuters со ссылкой на четыре источника, знакомых с вопросом. По соглашению, с текстом которого ознакомились журналисты, Москва и Киев обязались не наносить удары по торговым судам, не арестовывать и не обыскивать их в то время, когда они передвигаются без груза либо с заявленным невоенным грузом.
По данным агентства, переговоры продолжались два месяца, и, хотя украинская сторона не хотела подписывать документ, Киев дал согласие на то, чтобы президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о достигнутом соглашении 30 марта, накануне очень важных для правящей партии региональных выборов. «В самую последнюю минуту Украина внезапно вышла из соглашения, и сделка была сорвана», — сообщил один из источников, а остальные это подтвердили. Официальные представители России, Украины и Турции от комментариев отказались. Reuters пишет, что причины выхода Киева из сделки неизвестны.
Внештатный сотрудник Ближневосточного института в Стамбуле, автор блога Bosphorus Observer Йорюк Ышык рассказал The Insider, что, по его мнению, этот договор по безопасности нужен был России и Турции в пропагандистских целях, но не имел практического смысла.
«Если бы такой документ существовал, это было бы хорошо, но, на мой взгляд, существенно он ничего не изменил бы. Как известно, украинские порты открыты, хоть и существуют некоторые технические проблемы, связанные со страхованием. Да, гражданские порты подвергаются атакам, но маршруты по-прежнему открыты, логистика работает. Подписывать такое соглашение нет смысла, но и отказываться от него незачем.
Мы узнали об этих переговорах, потому что кто-то решил слить информацию Reuters. Думаю, это сделали люди из Москвы или какие-то друзья России в Турции. Якобы была попытка улучшить безопасность и глобальное снабжение продовольствием, а Украина отказалась подписывать соглашение. И это соответствует идеям, которые сейчас высказывают некоторые политики в США, о том, что с Россией имеет смысл вести переговоры.
Турции, которая выступала посредником, подобные соглашения нужны для внутренней политики. Власти пытаются переключить внимание с экономических и социальных проблем, которые и стали причиной проигрыша правящей партии на минувших региональных выборах, на то, что Турция играет важную роль в заключении мира между ее соседями. „Местные проблемы не важны, мы — часть более крупных событий, Турцией управляет очень важный человек”, — и так далее. Вот что они пытаются сказать. Любой письменный договор также важен, поскольку Турция является крупным потребителем зерна, поступающего из Украины и России.
Но главное в этой истории то, что Россия распространяет ложный нарратив, якобы с ней можно заключать сделки. На самом деле мы знаем, чего хочет Россия: смены власти в Украине и прекращения ее суверенитета, каким мы его знаем».
По Чёрному морю пролегают ключевые маршруты как для России, так и для Украины, по доставке оптовых продуктов, таких как зерно, удобрения и нефть, на мировые рынки, хотя объемы морских перевозок и упали значительно после войны. В феврале президент Украины Владимир Зеленский заявлял, что без новой военной помощи США его страна не сможет защитить черноморский морской коридор, который проходит вдоль западного побережья через воды Украины, Румынии и Болгарии.
В июле 2023 года Россия вышла из «зерновой сделки», сославшись на невыполнение договоренностей со стороны западных стран. В рамках сделки, заключенной Россией и Украиной при участии Турции и ООН, во время войны обеспечивался безопасный морской коридор для сельскохозяйственных грузов.