Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Депутатов Госдумы возмутил доход Юрия Дудя, поэтому «иноагентам» запретят давать рекламу. В том числе — собственных ресурсов и проектов

The Insider

Закон о запрете рекламы у «иноагентов», принятый в первом чтении Госдумой, должен лишить их источников доходов от размещения рекламы, а также сократить доступ к аудитории, в результате запрета им самим рекламироваться в российских СМИ. Под запрет может попасть даже реклама «иноагентами» самих себя на своих собственных площадках — такой вывод можно сделать из предлагаемого текста новой статьи закона о рекламе.

10 февраля Председатель Государственной думы Вячеслав Володин объявил в своем канале в Telegram, что депутаты собираются лишить «иностранных агентов» всех источников доходов в России, а уже 20 февраля, после первого чтения, депутат Михаил Делягин объяснил, что закон о рекламе «иноагентов» можно считать «законом Юрия Дудя», медийное влияние которого беспокоит авторов закона больше всего: «Дудь — это классика. У нас нет примеров пропаганды, которая может сравниться с Дудем по эффективности для молодежи. Эта пропаганда должна быть остановлена».

Что хотят запретить:

  • размещение рекламы на информресурсе «иностранного агента» российским компаниям и гражданам;
  • рекламирование самих ресурсов «иноагентов»;
  • отдельно — российским СМИ рекламировать «иноагентов».

Штрафы могут получить и находящиеся за пределами России «иноагенты», их неуплата создает сложности при любом взаимодействии с госорганами — например, при получении нового загранпаспорта.

Нести ответственность за нарушения будет как заказчик рекламы, так и ресурс, который ее разместил;

  • «иноагентам», как и при нарушении других ограничений, грозит штраф 50 тысяч рублей для граждан и 500 тысяч рублей для юридических лиц, и до двух лет лишения свободы при двукратном нарушении в течение года;
  • также к ним смогут предъявить исковые претензии широкий круг лиц, например, люди, заметившие нарушение и обратившиеся за компенсацией морального вреда или материальных убытков;
  • СМИ, прорекламировавшим «иноагентов», может грозить штраф или уголовная ответственность.

Возможно, рекламой не будет считаться фраза «подписывайтесь на канал», поскольку тут нет объекта рекламирования. ФАС специально отмечала, что закон о рекламе не распространяется на объявления граждан или даже компаний, если они не связаны с предпринимательской деятельностью. Но если блогер-«иноагент» предложит приходить на его выступление или приобретать книгу, то это уже попадает под запрет.

Эти поправки нельзя назвать конституционными — они без приговора суда по конкретному преступлению лишают человека права на труд и заработок, считают юристы, с которыми поговорил The Insider. Также они противоречат антимонопольному законодательству и нарушают права конкуренции. Юрист Григорий Машанов в беседе с The Insider также подчеркнул, что законодательство об «иностранных агентах» в целом не соответствует Конституции РФ: «У него нет конституционно значимых целей, и оно преследует вовсе не те цели, которые декларируются (защита суверенитета страны), а на самом деле используется для подавления политических оппонентов Кремля».

На практике эти поправки могут и не сработать, полагает юрист и автор собственного канала, проживающий в России и пожелавший остаться неизвестным. «Не вижу серьезного механизма, который бы перелопатил рынок рекламы. Сами ”иноагенты” будут давать рекламу внешних (иностранных) рекламодателей на внешнюю аудиторию, — успокаивает он. — Механизм по маркировке рекламы в части реализации, кажется, придумывали те, кто не имел дела ни с рекламой, ни с механизмами».

Как пишет Минюст в пояснительной записке, в 2023 году порядка 200 российских компаний и граждан размещали рекламу у «иноагентов». При этом уже сейчас Роскомнадзор может запрещать рекламу иностранных СМИ (к которым «иноагентские» формально пока не причислены). Поправки коснутся рынка с оборотом в 133 млн рублей — столько российские бренды в 2023 году потратили на рекламу у «иностранных агентов», писал РБК со ссылкой на данные Единого реестра интернет-рекламы.

Российские рекламодатели — не единственные у блогеров-«иноагентов». Так, крупнейшие из YouTube-блогеров-«иноагентов»: Юрий Дудь, Максим Кац и Екатерина Шульман — получили в совокупности 221,9 млн рублей, по данным Ассоциации блогеров и агентств, подсчеты которых приводил «Коммерсантъ». Годом ранее доход десяти крупнейших блогеров-«иноагентов» составлял 500 млн рублей.