Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Тутберидзе рассказала о допинговом скандале с Валиевой: «На Олимпиаде она была чистой. Это вина WADA, медаль не должна быть пересмотрена»

The Insider

Заслуженный тренер РФ по фигурному катанию Этери Тутберидзе впервые подробно рассказала о том, что происходило на Олимпиаде 2022 года в Пекине, когда ее спортсменку Камилу Валиеву обвинили в нарушении допинговых правил (после этого Международный олимпийский комитет принял решение не награждать Валиеву медалью, которую та выиграла в командном турнире, а также отложить церемонию для десятков других спортсменов из разных стран, которые заняли призовые места в командных соревнованиях по фигурному катанию).

На данный момент слушания по делу Валиевой в CAS (спортивном арбитражном суде) отложены и продолжатся 9 и 10 ноября. Всемирное антидопинговое агентство продолжает настаивать на четырехлетней дисквалификации Валиевой. Вместе с Валиевой решения ожидают более 30 спортсменов, не получивших свои медали.

В интервью Леониду Слуцкому Тутберидзе призналась, что хотела бы «посадить всех участников процесса на детектор лжи», потому что у нее очень много вопросов, на которые «никогда не получить ответа». Расшифровку интервью приводит издание Sports.ru.

Инфографика Sports.ru

Тутберидзе напоминает, что на Олимпиаде все пробы Валиевой были чистыми, иначе ее не допустили бы в олимпийскую деревню, претензии были предъявлены по поводу старой пробы, которую брали еще на чемпионате России (ЧР), — именно в ней был обнаружен запрещенный в профессиональном спорте триметазидин:

«После ЧР на Европе она сдавала, анализ чистый. Потом еще раз — чистый. На Олимпиаде после короткой в командном турнире, потом еще возьмут — везде чистая.
Если у них висел тот анализ, каким образом ее допустили? Значит, они должны были что угодно сделать, чтобы перепроверить, чтобы он был готов. Они не должны были пускать такого спортсмена в олимпийскую деревню.
Мое мнение: рассмотрение командной медали вообще не должно быть. Чья ошибка, что этот спортсмен участвовал в команде? Наша? Нет. Спортсмен на Олимпиаде был чистый? Да.
Каким образом она оказалась? Вопросы я даже не знаю к кому — к WADA, к лаборатории. Пусть они тогда печатают новую медаль, че хотят делают. Это их вина. Это не вина команды абсолютно. Потому что мы имели спортсмена, на этом старте он был чистый. Он откатался. Медаль не должна быть пересмотрена.
Дальше. Скажи они о результатах, что у нее нечистый допинг был на ЧР, — 2-го, 3-го, 4-го, 5-го <февраля — Sports.ru>, катались бы Аня и Саша <Щербакова и Трусова, в командном турнире — Sports.ru>. Всё, и результат команды был бы точно такой же. Они бы тоже выиграли бы».

Вот как, по словам Тутберидзе, ей сообщили о найденном допинге:

«Я приезжаю с одной тренировки, у меня час времени, дальше ехать на вторую. Из федерации мне звонят, и такой голос очень строгий: срочно зайди в штаб.
Ну правда, я сейчас пойду в этот штаб? Пока туда дойдешь, поднимешься. У меня всего час, я хотела хотя бы чаю попить, перекусить. Я сказала: нет, давай не сейчас, совсем времени нет. Ответ: срочно.
Я пошла в штаб, первое, что вижу: сидит Камила, абсолютно бледного цвета, отекшая, заплаканная… Ей 15 лет на тот момент. <...> Тут я увидела это лицо, и первая мысль: что-то не так с мамой, не дай бог, а что еще может быть? Потом мне объясняют, что с ней уже час был допрос по поводу допинга. Какого допинга и почему с ней одной час допрос? Почему ее здесь допрашивали? Вот эти все мужики сидели. Когда мы потом сели и сидел Александр Георгиевич Горшков <тогда президент ФФКР — Sports.ru>, мне казалось, что у него сейчас сердце остановится. Он сидел бледный очень. Я даже не поняла, что за препарат, какой ЧР.
Дальше нам говорят: ее нужно срочно вывезти из олимпийской деревни. А у нас же пандемия, это закрытая Олимпиада. Куда ее вывезти одну, в таком состоянии? Они говорят: найдем гостиницу, где ее поселят. Я говорю: серьезно, а кто будет за нее отвечать? Нет, вы ее никуда не повезете. Как угодно, но мы ее оставим здесь.
Дальше я попросила, чтобы поговорили и разрешили. Они через какое-то время согласились. Я попросила ее с собой возить на тренировку, она с нами в автобусе, в зале. Мы бы пошли на лед, может, она осталась бы в зале. Ну пусть где-то с нами ездит. Ее это состояние явно тревожило, такая истерика».

Отвечая на вопрос, что все-таки произошло с пробой Валиевой (пусть взятой и на ЧР), Тутберидзе ответила:

«Я знаю, что у меня все спортсмены — это всегда — первая тройка призеров обязательно сдает допинг-тест. И кого-то могут еще взять. Первая тройка — это вообще на всех соревнованиях.
У меня дочка — Диана с Глебом — они не были еще в пуле. Они стали вторые на ЧР, им тут же пришло уведомление, что они должны в этот пул записаться. Это не так легко, нужно авторизацию пройти, по-моему, до 28 декабря. И уже 4 января в пять утра у нас звонок в дверь: допинг-офицеры пришли, и они еще приходили. Потому что до Олимпиады они должны были пройти три теста. У всех спортсменов, которые участвовали на ЧР, все пришло. Почему здесь он висел?»

Тутберидзе рассказала, что сначала Валиевой запретили выходить на лед даже для тренировок, однако позже разрешили продолжить тренировки и даже выступить на соревнованиях с ремаркой, что награждения не состоится, если она займет призовое место:

«А потом нам сказали, что все, ее допускают до соревнований. Но она уже и не готова, в общем-то. Она все эти дни ничего не прокатывала. Ты же держишь форму, ты на пике, она спускается очень быстро.
А здесь стресс, отсутствие тренировок… В зале она так, маяла чего-то, особо ничего не делала.
Ее допустили. При этом Камила мне показала в день произвольной программы… Знаете, есть такое онлайн-табло. Там внизу подписано крупными буквами, что если Камила попадает в тройку призеров, награждения не будет.
У меня вопрос: это обязательно было делать в онлайн-табло? Нельзя было нам просто сообщить или отдельно повесить? Но как-то все сделали, не поленились. Серьезно? Я это прочитала, у меня аж екнуло. Не знаю, я бы на ее месте не пошла на лед, наверное».

Олимпийской чемпионкой на играх в Пекине в одиночном катании (соревнования проходят после командных турниров) стала другая ученица Тутберидзе Анна Щербакова, серебро получила Александра Трусова (еще одна спортсменка тренерского штаба Тутберидзе). Церемония награждения состоялась, так как третье место заняла спортсменка из Японии Каори Сакамото, а Камила Валиева стала четвертой из-за падений во время своего проката.