Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

После прекращения обслуживания General Electric турбин на российских ТЭС запчасти для них будут закупаться на сером рынке — эксперт

The Insider

С 19 июня американская компания General Electric закрыла доступ к своей системе мониторинга и прекратила обслуживание газовых турбин на ТЭС РФ, общая мощность которых составляет 5 ГВт. Об этом сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в российских компаниях.

Соучредитель, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук рассказал The Insider о том, как это решение может отразиться на российской энергосистеме.

По его словам, система мониторинга представляет собой средство контроля за использованием объектов, которые были проданы или предоставлены в пользование конкретной компанией конкретному предприятию:

Исходя из этого компания, в данном случае General Electric, производит контроль технического состояния этих объектов. В заключенных между сторонами соглашениях всегда есть пункт о том, что компания остается последним звеном, отвечающим за аварийные ситуации.
По большому счету ее отключение значит, что они не будут официально выполнять часть договора, которая обязывает General Electric отслеживать неисправности, поломки или какие-то другие аспекты, которые возникают в связи с работой их аппаратуры, турбин и так далее.

По мнению Корольчука, Российские компании могли бы подать в суд на General Electric:

Что значит отключение от системы мониторинга? Мы деньги заплатили — давайте работайте. И это не только России касается, любая страна так поступила бы.

Корольчук полагает, что санкции — не очень большое препятствие для продолжения обслуживания таких систем:

Всё работает и в Венесуэле, и в Иране, и в Китае. Всегда появляются третьи страны, которые получают «добро» США и занимаются вопросами General Electric, только под другим названием, вроде «Вася Пупкин Inc». При этом делать всё будет по большому счету именно GE. Их специалисты, их документация, их исследования и всё остальное. Мне кажется, что всё будет именно так.
Со стороны же компании мы сможем услышать: «Да, мы разорвали отношения и ничего не будем делать. Пусть они идут лесом». А сами в соседней комнате будут встречаться с российскими визави, проводить переговоры и делить то, что им надо делить.

По словам Корольчука, само по себе отключение системы мониторинга не представляет большой проблемы, но они могут возникнуть в другой ситуации:

Если General Electric будет отказываться вообще что-либо делать, то да, это будет серьезный конфликт. Тогда запасным вариантом будут, скорее всего, попытки российских компаний получить необходимое оборудование серым путем. GE может и догадываться, кому эти объекты и запчасти будут в итоге поступать, но отказаться просто не смогут, ведь это огромные деньги.
Да и как просто так отказать клиенту, только если подозреваешь, что он передаст оборудование другим компаниям? А может, и не передаст! Это сложные вопросы. Что в Украине, что в России, что в других странах система работает одинаково. Будет действовать правило бизнеса: мол, продадим и дальше будь что будет.
Здесь вопрос законности уже второстепенный и не будет играть в этих вопросах существенную роль. Все будут пытаться заработать, как в бизнесе по продаже нефти, газа и угля. Бабло побеждает зло. К сожалению, реальность такова.

Санкции США, вступившие в силу 18 июня, запрещают американским организациям предоставлять инжиниринговые услуги любым лицам в России. «Коммерсантъ» отмечал, что новые санкции могут закрыть последнюю возможность для западных производителей энергооборудования находиться в РФ. Собеседники издания предполагали, что новые ограничения также могут полностью прекратить поставку оригинальных запчастей для турбин GE и французской машиностроительной компании Alstom (входит в GE с 2015 года).