Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Белорусского политолога Валерию Костюгову обвинили в заговоре и призывах к захвату власти

The Insider

В Белоруссии политолога Валерию Костюгову обвинили в заговоре с целью захвата власти (ч. 1 ст. 357 УК) и пособничестве в призывах к захвату власти (ч. 6 ст. 16 и ч. 3 ст. 361 УК). Женщине грозит наказание в виде 12 лет лишения свободы. Об этом сообщила на своей странице в Facebook ее дочь Анастасия Костюгова.

Валерия Костюгова — основатель и редактор сайта экспертного сообщества «Наше мнение», редактор и автор «Белорусского ежегодника» и глава группы экспертов по мониторингу «Беларусь в фокусе». Эти проекты она ведет вместе с супругом. Валерия также вела колонку для проекта The Insider, описывая белорусские события как «женскую революцию».

Валерию Костюгову задержали 30 июня после обыска в квартире. В настоящий момент Валерия Костюгова находится в СИЗО на улице Володарского в Минске, передает «Настоящее время».

Белорусский политолог, руководитель Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов в интервью «Настоящему Времени» говорил, что в Белоруссии началась третья волна репрессий, которая направлена против аналитиков. Эта волна, по его словам, началась с политологов Артема Шрайбмана, Валерии Костюговой и независимого эксперта Татьяны Кузиной.

Задержанной в конце июня в минском аэропорту Татьяне Кузиной предъявили обвинение по тем же статьям, что и Костюговой. Шрайбман покинул Белоруссию и уехал на территорию Украины после «интервью» бывшего главреда Telegram-канала Nexta Романа Протасевича гостелеканалу ОНТ. В нем Протасевич рассказал об участии Шрайбмана в чате lovehata.

«Могу только догадываться, почему и по своей ли воле, но Рома преувеличил мое участие в процессе. Я действительно до осени 2020 года был в этом чате, который начинался как простая онлайн-сходка блогеров, но по мере нарастания протестов эта тема становилась ключевой в обсуждениях», — написал Шрайбман в своем Telegram-канале.

По словам политолога, до него «доходят слухи о готовящемся уголовном деле, но пока их сложно подтвердить». «Парадокс в том, что о существовании чата, его тематике и списке его участников силовики знали как минимум с середины осени. Меня в этом списке показали на ОНТ еще в декабре, полгода назад. И ничего», — написал аналитик.

Шрайбман признался, что после «интервью» Протасевича ему сложно спокойно жить и работать в Белоруссии. По его словам, он перешел «в зону некомфортного риска».