Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

В Беларуси 11 участникам оппозиционных Telegram-чатов дали от 5 до 9 лет колонии строгого режима

The Insider

Суд в Минске приговорил к реальным срокам 11 участников оппозиционных Telegram-чатов, пишет правозащитный центр «Весна».

Как передает «Весна», речь идет о чатах «ОГСБ», «Подработка Минск», «100» и «101», члены которых, по версии обвинения, распространяли призывы к участию в массовых беспорядках и собирались поджечь три магазина сети «Табакерка».

Трех человек — Артема Косаковского, Дмитрия Ластовского и Дмитрия Жебуртовича признали виновными по ч. 1 ст. 13 и ч. 2 ст. 293 УК (приготовление к участию в массовых беспорядках) и приговорили к пяти годам колонии строгого режима.

Восемь лет колонии усиленного режима по ч. 1 ст. 13 и ч. 2 ст. 293 (приготовление к участию в массовых беспорядках), а также по ч. 1 ст. 13 и ч. 3 ст. 218 (приготовление к умышленному уничтожению либо повреждению имущества организованной группой) получили Павел Недбайло, Ростислав Стефанович, Евгений Пропольский, Александр Резник, Сергей Плонис, Артем Мицук и Александр Юрчик.

Еще один фигурант дела Юрий Белько приговорен к девяти годам колонии усиленного режима. Помимо статей, применяемых к другим осужденным, его признали виновным еще по ч. 2 ст. 295 (незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

По словам прокурора, все осужденные состояли «в сообществах оппозиционного и протестного характера, выражали свою готовность к открытому сопротивлению, в том числе вооруженному, с представителями правоохранительных органов».

Пятерых фигурантов дела, как передает «Весна», задержали 29 сентября в 22:30 возле станции метро «Уручье», где они договорились встретиться, остальных — немного позднее. По версии следствия, именно в этот вечер члены Telegram-сообщества собирались поджечь три киоска сети «Табакерка».

Позднее задержанные неоднократно жаловались на пытки и избиения со стороны силовиков. Один из осужденных — Дмитрий Ластовский утверждал, что его заставляли писать признательные показания, приставив к голове пистолет.

Обвиняемый Давид Слащев — единственный, кому удалось уехать из Беларуси, сообщал, что заместитель министра внутренних дел Беларуси Николай Карпенков, в то время возглавлявший ГУБОПиК, лично заставлял задержанных снимать «покаяльное видео на камеру”, требуя говорить, что всем членам группы «заплатили за их деятельность». Тех, кто отказывался это делать, жестоко избивали.

«Когда нас задержали и затолкали в автозак, то говорили, что все «поедем» на 16 лет и начали «выбивать показания». Били по голове ногами, дубинками, руками. Просто топтались везде. Когда привезли в РУВД Первомайского района, то в кабинетах тоже избивали. Единственное, если кто-то начинал плакать или ссылался на какие-то проблемы со здоровьем, то их не трогали. Я лично терял сознание. Я им говорил: «Остановитесь, я теряю сознание». Они мне отвечали: «Ложись на пол!» и дальше продолжали бить. Меня избивали берцами — потом было очень много синяков», — приводит слова Давида Слащева «Весна».