Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«В ФСБ сказали, что я террорист Навального». Как правозащитника Бахрома Хамроева пытаются лишить российского гражданства

The Insider

Сотрудники ФСБ оказали давление на бывшую жену известного правозащитника Бахрома Хамроева и заставили ее написать заявление о том, что их брак был фиктивным. Сам Хамроев и его адвокат Тимофей Широков уверены, что это часть плана российских властей по лишению его российского гражданства и последующей высылке в Узбекистан. Правозащитник связывает это с его поддержкой оппозиционера Алексея Навального. «Ваш бывший муж - специальный террорист Навального, который призывает людей выходить на митинги», - заявили сотрудники спецслужбы его бывшей жене. За правозащитную деятельность Хамроева преследуют уже много лет, его несколько раз жестоко избивали, подбрасывали ему наркотики и пытались заводить на него уголовные дела.

Бахром Хамроев, член Правозащитного Центра «Мемориал»

Я приехал в Россию из Узбекистана в 1992 году. Был гражданином СССР, никогда не был гражданином Узбекистана, даже заявление не подавал. После 1992 года я ни разу туда не ездил. В начале февраля сотрудники ФСБ приехали к моей бывшей жене, с которой мы 17 лет назад развелись, оказали на нее давление, и заставили написать объяснительную, что наш с ней брак был фиктивным. Они ей говорили: «Если вы не напишете заявление против Хамроева, мы вас обвиним в том, что вы узаконили террориста и привлечем к ответственности». У нас с бывшей женой очень хорошие отношения, мы не враги, она мне сразу все рассказала. Сказали ей, что я якобы организую взрывы. «Подпиши, мы тебе бесплатно адвоката дадим. Они его быстро закроют и все у тебя будет нормально». Она плакала и говорит: «Если они еще раз придут, у меня сердце остановится, Бахром».

Теперь прокуратора ссылается на эту объяснительную. Причем мою бывшую жену сделали ответчиком, как и меня, чтобы она не смогла отозвать заявление, чтобы довести до конца эту фабрикацию. Она говорит, что не знает, как ей жить теперь, что на нее надавили, плачет.

Собственно, ей сказали: «Ваш бывший муж террорист Навального. Он специальный террорист Навального, который призывает людей выходить на митинги». Они опубликовали доказательства того, что я присутствовал на митинге 23 января, фотографии. Там больше ста человек из среднеазиатских стран выходили на площадь. Мы за всем наблюдали.

Мы выходили на площадь Пушкина. Я в Facebook специально опубликовал пост. Там был известный космонавт, Руслан Кутаев — чеченец и правозащитник, и еще со мной рядом был адвокат Тимур. Мы все вместе были. Я подошел к сотруднику полиции и говорю: «Где здесь митинг идет?». Сотрудники полиции сами показали: «Вот так идите, там идет митинг». Я специально спрашивал, на случай, если меня вдруг задержат, чтобы я мог бы ответить. Меня несколько раз судили и штрафовали из-за митингов и демонстраций

Про Навального я тоже недавно писал в Facebook, называл его «политическим воином». Написал, что «если тебя Путин убьет, они перед тобой проиграли бесповоротно». А теперь правоохранительные органы вывернули это все так, что если я пришел на митинг с лозунгом «Освободите всех политзаключенных», значит я «террорист Навального».

В 2003 году против меня была большая провокация. Тогда 20 июля мне подбросили наркотики, но позже освободили. Проверяли меня тысячу раз. Я по всему миру ездил по правозащитным конференциям.

Я понимаю, чего они хотят добиться. Был такой правозащитник Каромат Шарипов из таджикской диаспоры. Он служил в российских войсках и жил в Москве. Его взяли, лишили гражданства и увезли в Таджикистан, а через 8 месяцев он умер. Он тоже был критиком действующей власти, критиковал Россию. К нему тоже применили этот метод лишения гражданства. Он тоже был гражданином СССР, а потом России. По какому критерию они рассматривают случаи лишения гражданства? Это незаконно и преступно.

Они сейчас всех, кто за Навального заступился и чисто по-человечески выходит на митинги, сразу оценивают как врагов народа.

Тимофей Широков, адвокат Хамроева

Официально Бахрома Хамроева еще не вызывали в суд и заседание не назначено. Мы знаем лишь о том, что поступило исковое заявление от прокуратуры, но по существу еще не начали рассматривать. Я пока что видел только исковое заявление и не знаю, что именно содержится в тех материалах, которыми собирается оперировать прокуратура, что они предоставят в суд. Сейчас речь идет даже не о лишении его гражданства, а о установлении факта фиктивного брака. Потом, по мысли правоохранительных органов, когда брак будет признан фиктивным, они смогут инициировать лишение его гражданства. Здесь возникают сразу несколько вопросов. Во-первых, для меня до сих пор останется непонятной ситуация с лишением гражданства, насколько соответствует действительности версия прокуратуры. Бархом Хамроев проживает в России с 1992 года. Он покинул Узбекистан и стал жить здесь. Он утверждает, что не получал гражданство Узбекистана. У него было только гражданство СССР, и он уже здесь получил гражданство Российской Федерации, не будучи в гражданстве другого государства. Строго говоря, переводить его в статус лица без гражданства никаких законных оснований нет.

Были такие случаи, когда лицам, как он, присваивали гражданство других стран задним числом. В случае с Хамроевым, можно предположить такой сценарий, учитывая его оппозиционный характер и постоянную критику власти, а также уголовное преследование его родственников на родине. Я не исключаю, что какая-то такая операция будет проведена и в отношении него.

Что касается фиктивного брака, мне непонятно, как это можно установить спустя четверть века. Они прожили четыре года в совместном браке. Она брала его фамилию. Если это фиктивный брак, кто станет брать чужую фамилию? Все это будет доказываться свидетельскими показаниями. Есть масса свидетелей, которые могут подтвердить факты совместного ведения хозяйства, факт реальности этого брака. У нас твердая позиция. Это абсолютно надумано и не соответствует действительности.

У нас есть весомое обоснование того, почему за него зацепились, и с чем это связано. По нашей информации, это связано с его поддержкой Навального. В связи с этим ему высказывали конкретные претензии. Это не предположение, это достоверная информация. Учитывая многочисленные посягательства на него, которые были до этого, - фальсифицированное уголовное дело с подбрасыванием наркотиков в начале 2000-х, нападения, которые привели к его госпитализации, когда он был жестоко избит, обыски без предъявления обвинений, — давление на него постоянно оказывалось. Сейчас мы рассматриваем это как очередную волну. Подробности и наши веские доводы будут чуть позже изложены. Не идет речи ни о каком фиктивном браке. Женился он на реальном человеке и реально жил. Другой вопрос, что браки часто распадаются. Но у них до сих пор хорошие отношения, это не какой-то человек, которого он никогда в жизни не видел, как обычно с фиктивными браками бывает. Это реальный человек, с которым он поддерживает отношения до сих пор. Ну вот, зацепились. Создаются такие искусственные доводы для выдавливания человека из политики и борьбы с инакомыслящими.

Происходящее сейчас с Бахромом, на мой взгляд, просто говорит о слабости власти, которая уже просто не знает, что делать и как бороться со своими оппонентами, которые не являются ни экстремистами, ни вооруженными бойцами. Они просто давят мирные протесты с помощью фальсификаций и инсинуаций.