Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«На скамье подсудимых по делу об отравлении Навального могла бы оказаться сотня человек», — юрист «Агоры»

The Insider

Даже после признания одного из отравителей Навального в совершенном преступлении, российские власти не спешат открывать уголовное дело. При этом представители власти путаются в показаниях, Путин признал, что указанные в расследовании сотрудники ФСБ следовали за Навальным, Песков однако обвинил Навального в мании преследования и назвал признательные показания Кудрявцева фальшивкой, а ФСБ авторитено заявила, что технология изменения номера звонящего (которую использовал Навальный при звонке Кудрявцеву) доступна только иностранным спецслужбам (зачем использовать эту технологию, если сам звонок «фальшивка» в ФСБ не пояснили). Меж тем, адвокат «Агоры» Станислав Селезнев уверен, что для возбуждения дела должно быть достаточно публикаций об этом в открытых источниках, и при рассмотрении дела в независимом суде число обвиняемых могло бы достигать сотню человек.


Согласно статье 140 УПК РФ, поводом для возбуждения уголовного дела могут быть не только заявление потерпевшего, явка с повинной, постановление прокурора, но и сообщение из иных источников. Наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, является основанием для возбуждения уголовного дела.

Для следователя такая аудиозапись будет являться частью совокупности данных, указывающих на признаки преступления. Суд, в свою очередь, может рассмотреть её в качестве доказательства вины. Наравне со всем остальным массивом доказательств, собранных следствием, суд обязан исследовать и представленные потерпевшим аудио и видеозаписи. Разумеется, защита вправе ссылаться на особенности получения аудиозаписи и требовать признать её недопустимым доказательством, но задачей суда является вынесение приговора/решения на основании исследования всей совокупности допустимых доказательств, имеющихся в уголовном деле.

Аудиозапись не «вещь в себе», она связана с биллингами телефонов обоих абонентов. Биллинги связаны с местоположением. Она может быть фонографически исследована (на предмет сопоставления голосов абонентов реальным людям). Возможны допросы обоих абонентов, а также лиц, находившихся в момент разговора рядом с каждым из них. Запись может быть исследована на предмет следов монтажа и тд и тп. Лишь после полного исследования возможно принять решение о её допустимости или недопустимости в качестве доказательства.

Помимо этого для вынесения приговора требуется провести массу следственных действий: допросить множество свидетелей, изъять и изучить материалы телефонных соединений, провести множество экспертиз, осмотров мест предполагаемого соврешения преступления (среди которых могуть быть номер в гостинице, самолет, больница, прачечная или квартира, где предположительно стирали вещи)… При грамотной работе следствия на скамье подсудимых может оказаться не один десяток, а то и сотня человек - организаторов, исполнителей и пособников.