Депутаты из разных городов России потребовали от Следственного комитета России возбудить уголовное дело об отравлении основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального сотрудниками спецподразделения ФСБ. Накануне Владимир Путин на пресс-конференции подтвердил факт слежки за политиком. The Insider вспоминает все подобные обращения к ФСБ, СК и то, чем некоторые из них закончились.
1. Обращение депутатов Мосгордумы к главе ФСБ
Еще в августе депутаты Мосгордумы Евгений Ступин (КПРФ), Максим Круглов («Яблоко») и Михаил Тимонов («Справедливая Россия») обращались к главе ФСБ Александру Бортникову c просьбой возбудить уголовное дело по статье о посягательстве на жизнь общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) из-за отравления Алексея Навального.
«Написали главе ФСБ Александру Бортникову потому, что мы изучали этот вопрос с юристами, и эта статья подследственна именно ФСБ. Юридически верно писать им», — рассказывал Круглов.
«Нас возмущает такой цинизм государственных органов, то, что они до сих пор не возбудили уголовное дело и говорят, что нет никаких оснований для этого. Поэтому мы думаем, что наше обращение сможет подтолкнуть этот процесс и поспособствовать тому, что они все же будут это расследовать», — заявил Круглов.
2. Обращение ФБК в ФСБ и жалобы на бездействие
В конце октября юридическая служба ФБК обратилась в ФСБ с заявлением о возбуждении дела по статье о разработке химоружия в связи с отравлением Навального. В ведомстве заявили, что для этого нет оснований.
В ответе ФСБ, который приводят сотрудники фонда Навального, говорится, что оснований для принятия процессуальных решений по указанным ФБК фактам нет «в связи с их проверкой другим правоохранительным органом».
«Прилагаемая отписка, конечно же, процессуальным решением не является. Непонятно, зачем ждать решения других органов, когда самый уполномоченный в вопросах химического оружия орган — ОЗХО — уже факт применения химического оружия установил. В связи с этим мы обратились в Лефортовский суд Москвы с жалобой в порядке ст. 125 УПК на незаконное бездействие Следственного управления ФСБ», — заявили после этого в ФБК.
Позже Лефортовский районный суд Москвы отказал в удовлетворении жалобы юристов ФБК.
3. Неоднократные обращения в СК Законодательного собрания Петербурга
В середине декабря депутаты Законодательного собрания Петербурга объявили, что повторно направят в СК заявление с требованием возбудить уголовное дело по факту отравления Алексея Навального. Об этом заявил депутат Борис Вишневский.
«Один раз мы уже обращались в СКР, требуя возбудить уголовное дело. Нам ответили отписками и отказами. Теперь мы обращаемся повторно, настаивая на проверке в порядке п. 2 ст. 144 УПК РФ — в связи с сообщением о преступлении, распространённом в СМИ. И по её результатам повторно настаиваем на возбуждении уголовного дела по ст. 277 УК РФ „Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля“», — сообщил Вишневский.
Заявление уже также подписал депутат Максим Резник.
4. Обращение псковских депутатов к главе СК
16 декабря депутаты Псковского областного собрания от партии «Яблоко» Лев Шлосберг и Артур Гайдук попросили главу Следственного комитета Александра Бастрыкина возбудить уголовное дело о покушении на жизнь Навального.
«Практика любого насильственного воздействия на оппозиционных государственных и общественных деятелей является преступной. Категорически недопустимы любые попытки посредством силовых структур заставить замолчать оппонентов действующей государственной власти, лишить их возможности участвовать в общественной жизни, сделать политическую активность наказуемой и более того — смертельно опасной для граждан», — говорится в заявлении депутатов.
Шлосберг и Гайдук просят возбудить уголовное дело по ст. 277 УК («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»).
В Facebook Лев Шлосберг написал, что считает терактом покушение на Навального. «Покушение на Алексея Навального — это террористический акт. Главная задача террора — не сами по себе жертвы (хотя в отношении политиков это всегда персонально ориентированное действие), а эффект общественного страха, который производит акт террора. Страх — самое масштабное и самое долгосрочное орудие террора», — написал он.
«Ни один депутат Госдумы не потребовал возбуждения уголовного дела для расследования покушения на убийство Навального. Это значит, что там нет депутатов, а есть только слуги криминального режима. Депутаты заксобраний из Пскова, Петербурга, Карелии и Москвы написали заявления в СК о возбуждении уголовного дела по факту вышедших в свет публикаций. Не сомневаюсь, что в СК всё знают. Пусть реагируют. А мы опубликуем полученные ответы. Общество должно знать не только имена преступников, но также имена тех, кто покрывает преступления. Ничто не земле не проходит бесследно. Все преступления рано или поздно раскрываются, имена исполнителей и заказчиков становятся известными», — ситает политик.
5. Обращение томских депутатов к главе СК
Семеро депутатов городской думы Томска обратились к главе Следственного комитета с требованием возбудить уголовное дело об отравлении Навального и применении запрещенного химического оружия. Об этом сообщила глава томского штаба Навального Ксения Фадеева.
Помимо Фадеевой документ подписали депутаты Андрей Фатеев, Максим Забелин, Василий Еремин, Давид Аветян, Артем Канарев и Евгений Каверзин.
«Сейчас, когда Путин фактически подтвердил факт следования чекистов за Алексеем, расследовать дело будет еще проще», — отметила Фадеева.
6. Обращения депутатов из Карелии, Москвы и Новосибирска
В пресс-службе «Яблока» сообщили, что запросы будут рассылать и другие депутаты от партии. Из Карелии обращение уже направили Эмилия Слабунова и Иван Гусев, обращение готовит и фракция в Мосгордуме, сказал «Коммерсанту» ее лидер Максим Круглов.
Депутат Новосибирской гордумы, координатор штаба Алексея Навального Сергей Бойко намерен отправить обращение в конце декабря. «23 декабря на сессии мы с коллегами его подпишем. По составу пока не скажу, в процессе согласования. Мне не нравится, когда по улицам Новосибирска ходят люди с боевым отравляющим веществом».
Напомним, к отравлению Алексея Навального оказались причастны восемь сотрудников Института криминалистики ФСБ. В покушении на Навального участвовали Станислав Макшаков, Олег Таякин, Алексей Александров, Иван Осипов, Константин Кудрявцев, Алексей Кривощеков, Михаил Швец и Владимир Паняев.
Как выяснилось, отравление в Томске было уже второй попыткой — за два месяца до этого те же ФСБшники совершили покушение на оппозиционера в Калининграде и едва не убили при этом Юлию Навальную.
Ранее Владимир Путин признал, что слежка за Навальным действительно осуществлялась (под предлогом его якобы сотрудничества с иностранными спецслужбами), однако отрицал, что против Навального применяли химическое оружие. «Зачем травить его, кому он нужен? Если бы хотели, довели бы дело до конца», — заявил Путин.