Пензенский государственный университет издал методическое пособие для кураторов студенческих групп, как распознавать студентов, «представляющих угрозу», сообщает «7х7». По мнению представителей вуза, определить членов «деструктивных» сообществ можно по внешнему виду, поведению и «воровскому» сленгу.
Приводим выдержки из методички.
Внешний вид
1. Одежда с агрессивными надписями «Ненависть», «Нормальные люди боятся меня», «Нечего терять», «Оффник», с изображением оружия, нацистской или агрессивной советской символикой.
2. Пирсинг в ушах и на лице студента: «от четырех и более суммарных проколов у девушек, от двух и более проколов у юношей свидетельствует о склонности к саморазрушительному поведению».
3. Синяки и царапины на теле студента появляются чаще двух раз в месяц.
4. Наушники. Молодой человек большую часть времени ходит в них и избегает общения с окружающими.
Поведение
1. Студент отводит взгляд в разговоре или довольно долго проявляет нервозность (чешется или чешет нос, без необходимости и часто поправляет одежду, кусает губы, топает ногой, оглядывается по сторонам), и это не связано с предстоящей контрольной или экзаменом.
2. Излишняя эмоциональность: «смеется без повода или смеется над смертью», «плачет без повода или плачет о позитивных сообщениях».
3. Рисунки. Студент рисует жуткие и пугающие картинки или просто заштриховывает бумагу.
4. Изоляция от одногруппников, прогулы и конфликты с преподавателями, особенно если студент угрожает, запугивает или проявляет в их сторону агрессию.
«Молодой человек ведет тетрадь или записную книжку, в которую записывает имена других людей без указания цели; угрожает, что запишет имя кого-то в свою тетрадь или записную книжку».
5. Подручные «линейка, ручка, тяжелые предметы», которые используются в качестве оружия.
«Воровской» и анархистский сленг
1. Участие студента в группе, которая носит схожую одежду, вместе проводит перемены, вместе ходит домой. Это потенциальный признак отклонения, если хотя бы один человек из группы имеет и другие признаки девиантного поведения.
2. Для ультрадвижения: рисунки на теле, провокация агрессии, драки и связи с зэками («собирает и сдает деньги на „грев зоны“»).
3. «Воровской» сленг и речевые обороты «блатной романтики»: «добрый вечерочек», «доброе утро, хулиганы», «элитный движ», «злая молодежь», «я плохой сын хорошей матери», «Дай бог, чтоб ваша хата не знала ни доктора, ни адвоката», «Братва дороже всех ***. Запомни, брат, не предавай друзей», «Мы в беспорядке чувствуем себя в порядке», «Мы не нарушаем правила, мы просто живем по своим».
4. Чтение специфичной литературы. Например, студента-анархиста можно определить по анархистским книгам, интересу к истории революций, «негативному отношению к действующему правительству и органам правопорядка (особенно ФСБ)».
Примеры из анархистского сленга и кричалок: «банда луки», «мы против системы», «ФСБ — главный террорист», «ФСБ пытает ваших детей», «Мы отрицаем государство, потому что государство отрицает свободу», «Анархия — мать порядка», «Свобода или смерть», «Буржуев — на нары, рабочих — на Канары!», «Ешь богатых», «Запрещено запрещать», «Наша родина — весь мир, наш закон — свобода!».
Издание отмечает, что методичку якобы составило управление воспитательной и социальной работы ПГУ, но на самом деле ее содержание заимствовано из другого пособия — «Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа». Ее издало АО «Крибрум» по материалам конференции «Цифровая гигиена» в апреле 2019 года. На сайте компании сказано, что группа компаний InfoWatch и компания «Ашманов и партнеры» создали «Крибрум» для разработки интеллектуальной системы мониторинга и анализа социальных медиа. Основатели компании — Игорь Ашманов и Наталья Касперская.