Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Российские сервисы накрутки лайков являются лидерами на рынке манипулирования в соцсетях - эксперты НАТО

The Insider

Сервисы из России лидируют на рынке манипулирования в соцсетях. Об этом говорится в совместном докладе экспертов Передового центра НАТО по вопросам стратегических коммуникаций Stratcom и харьковской компании Singularex, сообщает РБК.

«Российские сервисы доминируют на рынке манипуляций в соцстеях. Фактически все главное программное обеспечение для манипуляций и инфраструктура операторов, которую мы обнаружили, имеет российское происхождение», — цитирует агентство доклад.

Авторы указывают, что предоставляющие услуги по манипуляциям в соцсетях компании, как правило, предлагают клиентам купить лайки, клики, комментарии и репосты. В Stratcom отметили, что первые подобные сервисы появились в России, а уже после аналоги открылись в Европе, хотя зачастую они перепродавали услуги российских коллег.

В рамках исследования авторы закупили продвижение для 105 постов в Facebook, Instagram, YouТube и Twitter у 11 российских и пяти европейских компаний, чтобы проверить, насколько хорошо соцсети могут выявлять и бороться с манипуляциями. За 300 евро экспертам удалось получить 3,5 тысячи комментариев, 25,7 тысяч лайков, 20 тысяч просмотров и более 5 тысяч подписчиков. Спустя неделю эксперимента соцсети удалили примерно одну пятую часть этих активностей. При этом 95% аккаунтов, с которых накручивали просмотры и лайки, остались активны и через три недели после этого.

Исследователи смогли выявить почти 19 тысяч аккаунтов, задействованных в этих манипуляциях. Эксперты проанализировали, где еще применяли эти аккаунты, и нашли 721 страницу политической направленности и 52 официальные страницы властей, включая аккаунты двух президентов, а также аккаунты нескольких чиновников и политиков в Европе и США.

Авторы отмечают, что все соцсети по-разному реагируют на фальшивые действия пользователей. Так, Facebook был наиболее успешен в противодействии созданию фальшивых аккаунтов, однако у хорошо подготовленных манипуляторов все равно получается добиться высоких результатов на этой платформе: спустя несколько недель соцсеть удалила лишь 10% накрученных лайков и 0% комментариев и просмотров у видео. В Instagram закончилась неудачей примерно половина попыток создать фейковый аккаунт, но стоимость манипуляций на этой платформе оказалась на 18% ниже, чем в других соцсетях, а большинство заказов исполнялось в течение 24 часов. Twitter удалил 35% лайков и ретвитов, сделанных для теста, но не смог стереть просмотры. На YouTube завести фейковый аккаунт оказалось легко, однако ресурс удалил примерно 10% просмотров с таких страниц.

В качестве вывода в докладе отмечается, что саморегулирование со стороны соцсетей не работает, поскольку индустрия манипуляций в интернете растет с каждым годом, а подобная активность не становится дороже или сложнее в исполнении.