Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«У Sukhoi Superjet большие проблемы с техобслуживанием и остался всего один иностранный эксплуатант» — авиаэксперт

Ива Цой

Единственный европейский эксплуатант Sukhoi Superjet 100 — ирландский авиаперевозчик CityJet — отказался от использования российских самолетов. Семь лайнеров SSJ100, которые находились в лизинге у CityJet, выполняли рейсы Brussels Airlines, однако брюссельская авиакомпания отказалась от их аренды.

Как сообщали «Ведомости», причина отказа была в том, что самолеты долго простаивали из-за нехватки запасных частей. В «Гражданских самолетах Сухого» отвергли эту информацию, пояснив, что решают вопрос относительно SSJ-100 «связи с пересмотром бизнес-модели ирландской авиакомпании». Однако позднее в CityJet это утверждение опровергли. «CityJet как лидирующий в Европе провайдер долгосрочных лизинговых услуг, включая мокрый лизинг, не пересматривает свою бизнес-модель», — подчеркнул представитель компании, отметив, что авиаперевозчик «не занимается активным сотрудничеством с компанией «Сухой».

Ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко объяснил The Insider, почему в Европе могли отказаться от российских самолетов и есть ли у SSJ-100 будущее в сфере коммерческих перевозок.

Авиакомпания Brussels Airlines, которая брала у CityJet самолеты в мокрый лизинг, причины отказа не комментирует. Вариантов может быть много, начиная от неэффективной эксплуатации до недостроенной системы поддержания летной годности с запчастями и заканчивая тем, что они просто по размерам не подошли маршрутной сети. В иностранных авиакомпаниях не раскрывают для прессы детали бизнеса со своими партнерами, в отличие от российских. Почему в «Гражданских самолетах Сухого» пытались отрицать отказ CityJet от самолетов? Возможно, они решили, что их никто не опровергнет.

Многие производители сумели наладить оперативную поставку запчастей, имеют развитую логистику — Boeing или Airbus. Производитель либо провайдер техобслуживания, который сотрудничает с производителем в этом регионе, обещает поставку в течение суток или нескольких суток в зависимости от характера повреждения. У Sukhoi, причем неважно — в России, где продвижением занимается «Гражданские самолеты Сухого», либо за рубежом, где SuperJet International, — срок поставок может занимать до нескольких месяцев. Это проблема известная, поэтому и в нашей стране и за рубежом авиакомпании не всегда довольны тем, что происходит. В «Аэрофлоте», например, оказались довольно умные люди. Они знали, что так будет: когда они заключали договор с ГСС, там были предусмотрены компенсации за простои по техническим причинам, и им, в общем-то, все равно, летают ли их SuperJet.

Из реальных коммерческих эксплуатантов у SSJ-100 остался только мексиканский InterJet. Все остальное — это государственная авиация, которая к коммерческой не имеет никакого отношения, в том числе и к поддержанию летной годности, готовности к вылету. Поставки в госавиации — это другая сфера, другая экономика, другие критерии выбора самолета.