Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Коррупция

Пират Балтийского моря. Как гражданин Латвии помогает России зарабатывать миллиарды на обходе нефтяных санкций

Несмотря на санкции, Россия продолжает успешно пополнять бюджет нефтедолларами, и одна из главных причин этого — теневой флот. Посредством его российскую нефть продолжают транспортировать покупателям, готовым заплатить выше установленного санкциями потолка ($60 за баррель). Как выяснил The Insider, одним из крупных игроков в этой схеме стал гражданин Латвии Алексей Халявин: две аффилированные с ним компании покупали нефть у «Сургутнефтегаза» по цене выше потолка, что уже принесло российской корпорации дополнительные $1,4 млрд. Другие связанные с латвийцем компании оперировали танкерами, перевозившими нефть из России в Индию и Китай, причем один из танкеров, находившихся под управлением его компании, обвинялся израильскими властями в поставках нефти в интересах «Хезболлы» и «Сил Кудс». Латвиец также оказался связан с россиянином Михаилом Силантьевым, который возглавлял ФГУП «Промсырьеимпорт». Эта компания ранее уже дважды попадала под санкции: за поставки топлива в Крым и за поставки нефти в Сирию.

EN

Как Халявин пробил потолок

Ценовой потолок (price cap) — это мера, призванная ограничить поступления в российский бюджет от продажи сырой нефти, при этом не приводя к масштабному росту цен на мировом рынке. Потолок запрещает компаниям из западных стран обслуживать продажи российской нефти (то есть предоставлять брокерские, транспортные и страховые услуги), если цена превышает $60 за баррель. Россия, однако же, продолжает получать столь необходимые для войны нефтедоллары, поэтому посредники попросту перерегистрировали свои компании на дубайские юрлица и продолжили торговать как ни в чем не бывало. The Insider проанализировал данные этих юрлиц и действительно обнаружил в их руководстве граждан Евросоюза.

Одним из крупнейших покупателей российской нефти в обход потолка оказался гражданин Латвии Алексей Халявин (Aleksejs Haļavins), с которым связаны три дубайские компании: Black Pearl Energy Trading LLC, где он был владельцем и директором, и аффилированные с ней и OGC Shipping LLC и Conmar Maritime. В 2023 году первые две компании купили у «Сургутнефтегаза» около 38 млн баррелей «сверхпороговой» нефти по средней цене в $82 за баррель. В январе–мае 2024 года по таможенным документам зафиксирована активность только Black Pearl Energy Trading, купившей в обход санкций более 20,6 млн баррелей нефти в среднем по $83,7 за баррель.

В итоге одному только «Сургутнефтегазу» досталось примерно на $1,4 млрд больше выручки, чем было бы положено в рамках ценового потолка. Общий же годовой дополнительный доход бюджета России от продаж нефти в обход порога оценивается в $7–11 млрд — значительная сумма для поддержки российской военной машины.

Black Pearl в дубайском реестре
Black Pearl в дубайском реестре
В качестве лица, зарегистрировавшего ресурс OGC Shipping, указан Alesejs Halavins
Как минимум в начале 2024 года Aleksejs Halavins был и директором другой компании — Conmar Maritime, а также ее акционером

Свои танкеры для «сверхпотолочной» нефти и «Хезболлы»

В июле 2024 года 44 европейские страны одобрили жесткие меры по борьбе с российским флотом танкеров, который используется для транспортировки нефти, продаваемой в обход ценового потолка. Теневой флот, по данным британского правительства, насчитывает порядка 600 судов и перевозит около 1,7 млн ​​баррелей нефти в день. The Insider удалось установить связь Халявина с компаниями, владеющими и управляющими танкерами, которые перевозят нефть из России в порты Индии и Китая.

В интервью для YoungShip Cyprus в 2022 году Халявин называл себя «генеральным менеджером» компании Sparta Shipmanagement, а также «председателем совета директоров и окончательным бенефициарным владельцем» группы OGC. В LinkedIn он приглашает на работу в Дубай операторов коммерческого флота и дает для связи свою почту на домене этой компании.

Sparta Shipmanagement зарегистрирована на Кипре по тому же адресу, что и Lagosmarine Ltd, обеими компаниями сейчас управляет один и тот же греческий директор, он же числится их номинальным владельцем. Lagosmarine, судя по общему адресу, связан с целой группой фирм-пустышек, которым, согласно информации Международной морской организации, принадлежат танкеры Clyde Noble, Sagar Violet и Caroline Bezengi. По данным marinetraffic.com, эти суда постоянно совершают рейсы между российскими портами Приморском, Усть-Лугой и Козьмино и портами Индии и Китая. Согласно таможенным документам, теми же маршрутами перемещалась и нефть, проданная дубайским компаниям, связанным с Халявиным.

Любопытно, что Израиль обвиняет один из танкеров Lagosmarine, а именно Fuga Bluemarine, в перевозке иранской нефти в интересах «Сил Кудс» (Quds Force) и «Хезболлы». Это следует из документа за подписью министра обороны Израиля Йоава Галанта.

The Insider направил запрос в Национальное бюро Израиля по борьбе с финансированием терроризма.

Связи Халявина с российскими госкомпаниями

Каким образом малоизвестные эмиратские фирмы латвийского трейдера получили право покупать российскую нефть на миллиарды долларов?

Халявин не производит впечатления человека, фирмы которого имеют многомиллиардную выручку. В социальных сетях у Алексея Халявина образ специалиста по морским перевозкам и профессионала нефтяного трейдинга, путешествующего между Сургутом, Петербургом, Дубаем, Кипром и Ригой, фотографирующегося на фоне частного самолета (принадлежащего фирме по аренде джетов) или за штурвалом морского судна.

В своем аккаунте LinkedIn Алексей Халявин называет себя бенефициаром и генеральным директором компании Conrad Management Company. В распоряжении The Insider оказался ряд разрешений на проживание в ОАЭ, выданных по приглашению этой компании нескольким сотрудникам российского ФГУП ВО «Промсырьеимпорт», находящегося в ведении Минэнерго России и занимающегося в том числе морскими поставками нефти и нефтепродуктов. В вопросе нарушения санкций эта компания не новичок: еще до полномасштабного вторжения в Украину «Промсырьеимпорт» попадала под украинские санкции за поставки топлива в Крым, а в 2018 году — под санкции США как участник схемы, посредством которой Иран в обход американских санкций поставлял нефть Сирии.

Сейчас информация о менеджменте «Промсырьеимпорта» в российском реестре закрыта. Ранее обязанности ее гендиректора исполнял Михаил Силантьев. Согласно базе пересечения границ, он летает в ОАЭ каждые несколько месяцев.

Михаил Силантьев (крайний справа)

Силантьев не ответил на звонки и сообщения The Insider. The Insider также позвонил заместителю гендиректора (по состоянию на 2019 год) «Промсырьеимпорта» Владимиру Филиппову. Поначалу тот не удивился упоминанию танкеров Lagosmarine, однако после того как журналист представился, заявил, что его с кем-то перепутали и он не знает, о чем речь. The Insider также позвонил бывшему заместителю главы Российского Энергетического агентства Денису Дерюшкину, в прошлом представителю России в техническом комитете ОПЕК+, которого источники The Insider связывают с руководством Black Pearl. Когда журналист обратился к нему по поводу танкеров Clyde и Sagar, он также узнал эти названия. Кроме того, он подтвердил, что видел Филиппова «три минуты назад», и обещал уточнить, о чем идет речь.

Алексей Халявин в ответ на запрос журналиста The Insider написал:

«Я не очень понимаю суть сообщений и смею заверить, что все свои действия я произвожу в рамках международного права, включая соответствие с санкциями. А Ваше сообщение похоже на провокацию, при всем уважении. Спасибо и хорошего дня».

Юридические последствия

Существующих на Западе правовых норм и механизмов достаточно, чтобы наказывать граждан демократических стран, помогающих обходить торговые эмбарго и санкции. В частности, статья 84 УК Латвии вводит уголовную ответственность за уклонение от санкций, наложенных страной или международными организациями. При этом статья 4 предусматривает ответственность для граждан Латвии в том числе и когда преступление совершено за пределами страны.

Возможные ссылки правоохранительных органов и чиновников западных стран на «неофициальный» характер таможенной информации и невозможность возбудить уголовное дело на таких основаниях никак нельзя назвать убедительными. Так, Подкомитет по расследованиям сената США в отчете от 10 сентября 2024 года фактически обязывает компании пользоваться «коммерческими системами проверки контрагентов» (под которыми имеются в виду, по всей видимости, в том числе платформы вроде exportgenius и importgenius), чтобы вносить определенных покупателей в черные списки. Поскольку использование данных условного importgenius может стать обязательным для частной корпорации, странно, что они не используются правоохранителями как стартовая точка для расследований обхода санкций.

Далее, поскольку списки кораблей компаний-нарушителей находятся в открытом доступе Международной морской организации, властям Дании или Швеции ничего не стоит контролировать такие корабли в момент, когда они проходят Датские проливы на пути из Усть-Луги в Индию.

The Insider направил запрос в морское ведомство Дании (Danish Maritime Authority).

То, что путинская военная машина продолжается накачиваться «сверхпотолочными» деньгами, указывает на дезорганизацию контролирующих государственных органов и неумение пользоваться хотя бы теми инструментами, которые доступны даже журналистам-расследователям, не говоря уже о более изощренных способах получения финансовой информации, которые доступны только государственным службам.


Редакция признательна marinetraffic.com за доступ к базе данных торгового флота, и OCCRP за помощь с реестром Кипра.

Материал подготовлен при участии Тимура Олевского.