Вольное историческое общество (ВИО) призвало министра образования Ольгу Васильеву провести экспертизу исторических парков «Россия – моя история», открывающихся в 15 крупных городах — от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга, от Перми до Махачкалы. Парки рекомендованы министерством в качестве учебных пособий для организации внеучебной работы студентов и для подготовки и переподготовки учителей истории, вот только, как оказалось, к истории этот проект имеет весьма отдаленное отношение, и включает в себя среди прочего вымышленные цитаты «врагов России», взятые из интернета, нелепые исторические ляпы и попытки обелить Сталина и Ивана Грозного. Идеологом выставки стал небезызвестный епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Председатель совета Вольного исторического общества Никита Соколов рассказал The Insider о том, как авторы «парков» выдумали свою историю и зачем им это понадобилось.
Мы трезво оцениваем свои возможности повлиять на историческую политику Патриаршего совета по культуре или Министерства образования и науки. От них мы скорее всего получим формальные отписки. Мы в большей степени можем рассчитывать на реакцию общества, которое должно знать, какие дефекты видят в парках «Россия – моя история» профессионалы.
А апелляция к обществу, как показывает опыт, не вполне безнадежна. Десять лет назад, когда власти усиленно проталкивали в школу учебник истории XX века, составленный группой политологов под руководством Александра Филиппова, в котором сталинские репрессии оправдывались необходимостью создать эффективную «элиту», кампания критики этого «пособия» имела полный успех. Учителя не стали им пользоваться.
Теперь же в качестве учебного пособия внедряются «исторические парки», которые навязывают мысль, что в стране, идущей своим уникальным путем, не должно существовать различия мнений, российские подданные - единый монолит, а люди с другим мнением - подкуплены извне.
В своем письме мы приводим примеры откровенной лжи. К примеру, декабристов без какого-либо документального подтверждения обвиняют в сотрудничестве с иностранными разведками. Составители вообще чрезвычайно небрежно относятся к фактам, даже, казалось бы, непринципиальным. О распространении картофеля при Николае I, а не при Екатерине II, известно каждому школьнику, но не авторам выставки. Авторы каждый раз изображают Россию такой, какой им удобно. Во взаимоотношениях с Хазарским каганатом славяне выступают миролюбивыми земледельцами, а во взаимоотношениях с Византией - кровожадными воинами.
Многие детали выставки обнаруживают пренебрежение составителей основами исторического ремесла. К примеру, архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому) приписана фраза «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину». Но архиепископ Лука никогда ее не произносил - это фраза священника Дмитрия Дудко.
Приведенные изречения «врагов России» - тоже подделки: ни Отто Бисмарк, ни Билл Клинтон, ни Маргарет Тэтчер не произносили тех слов, которые им приписаны. Цитаты взяты частично из интернет-публицистики, частично — из печально знаменитой книги Николая Яковлева «ЦРУ против СССР», которая уже 40 лет как является посмешищем для историков.
Составители возвеличивают всех правивших царей, как если бы хотели сказать, что никто кроме самих правителей не может думать о благе России. Как я понимаю, это основано на примитивном понимании апостольского высказывания, которое гласит, что нет власти не от Бога. И соответственно, всякую власть мы должны обожествлять. Нам пытаются внушить мысль о том, что все в стране создается государством, и другого исторического субъекта в России не существует. Попытка в очередной раз обелить Ивана Грозного - как раз сталинская конструкция. Он должен быть праведным и святым, поскольку именно он учредил и построил вертикаль власти.
Но в то же время получается странная смесь: церковь не может полностью признать правоту власти, поскольку в XX веке значительная часть жертв большевистского террора — православные, многих из них церковь чтит как святых «новомучеников». Только одних священников и монахов было казнено порядка 90 тысяч человек.
Создание этих псевдоисторических парков - еще одно свидетельство усиливающихся попыток РПЦ подчинить своему влиянию самые разные аспекты жизни наших соотечественников. Но последствия могут быть подобными 1917 году, когда церковь, практически слившаяся с государством, утратила доверие народа. В результате простой русский мужик громил храмы и стрелял в иконы. Нельзя насильно заставить людей верить во Христа; спаситель запретил насилие в делах веры. Если вдуматься, то все происходящее сейчас — антихристианское. Да, на крестные ходы выходит больше людей, но большинство из них превратно себе представляют евангельское послание, о чем говорят социологические опросы: по данным социологов, до 85 % жителей России называют себя православными. Но из них треть не верят в бога. А зачастую движимы прямо антихристианскими идеями.
Идейным вдохновителем парков истории является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), человек с очень своеобразным отношением к истории, уничтожающим само представление об историзме, то есть понимании того, что люди прошлого отличаются от наших современников, живут в другой системе представлений и руководствуются совершенно иными мотивами. <Ранее The Insider уже писал о роли Шевкунова в организации вторжения в Украину и о его участии в лоббистких войнах на алкогольном рынке>. Это мы поняли еще девять лет назад, когда на экраны вышел его фильм о Византии: «Гибель империи. Византийский урок». К Византии он не имел никакого отношения, это был разговор о современности в драпировках прошлого. Сейчас владыка Тихон делает то же самое по отношении к истории России.
Подготовила Валентина Карелова