Перед сюжетом об антироссийской политике современной Польши Дмитрий Киселев в «Вестях недели» сделал заявление: «Польша называет себя «главной жертвой» Второй мировой. Но не она ли была ее хищным инициатором? Но просчиталась».
Идея о виновности Польши в развязывании войны не нова, до Дмитрия Киселева ее развивала нацистская пропаганда.
The Insider приходится напомнить ведущему «Вестей недели» и по совместительству директору информационного агентства «Россия сегодня», с чего началась Вторая мировая война.
Датой начала Второй мировой считается 1 сентября 1939 года, когда авиация Германии нанесла удар по польским аэродромам, а сухопутные войска перешли германо-польскую границу. Формальным поводом для начала войны была германская провокация, известная как «инцидент в Гляйвице»: сотрудники СС, переодетые в польскую военную форму, захватили радиостанцию в Гляйвице (после войны этот город достался Польше и теперь называется Гливице) и передали в эфир антигерманское заявление на польском языке. На место происшествия заранее доставили трупы заключенных гитлеровского концлагеря, которые выдали за погибших в результате польской акции «мирных немцев». Подобные провокации были устроены и в двух других местах на польско-германской границе.
Исполнители провокации установлены. Нападением на радиостанцию командовал штурмбанфюрер СС Альфред Науйокс, а за доставку убитых заключенных (по эсэсовской терминологии, «консервов») отвечал оберфюрер СС Генрих Мюллер, вскоре после этого назначенный начальником гестапо.
1 сентября, на следующий день после провокации, Гитлер заявил о 14 столкновениях, в том числе трех крупных. В тот же день он обратился к народу и объявил, что Польша напала на территорию Германии и страны теперь находятся в состоянии войны. Министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп в тот же день сообщил о «польском нападении» послу Франции.
В результате этих событий Польша была полностью захвачена и разделена между Германией и Советским Союзом, согласно секретному протоколу к подписанному 23 августа 1939 года к договору о ненападении, известному как пакт Молотова — Риббентропа (впрочем, фактически Германия захватила несколько большую территорию, чем упомянутая в секретном протоколе).
Таким образом, обвиняя Польшу в развязывании Второй мировой, Киселев фактически солидаризируется с давно разоблаченной гитлеровской ложью.
Кто-то мог понять фразу Киселева как намек на участие Польши в разделе Чехословакии в 1938 году, но и здесь необходим краткий ликбез.
Как известно, инициатором расчленения Чехословакии была Германия, потребовавшая от чехословацкого правительства передать ей Судетскую область, населенную в основном этническими немцами. Пытаясь предотвратить большую войну, Великобритания и Франция оставили Чехословакию без поддержки. Пользуясь ситуацией, Польша также предъявила Чехословакии территориальные претензии на небольшую Тешинскую область, место компактного проживания польского меньшинства. Так же поступила и Венгрия, претендовавшая на значительную часть Словакии. В результате соглашения, подписанного лидерами Германии, Италии, Великобритании и Франции в сентябре 1938 года в Мюнхене, президент Чехословакии Эдвард Бенеш вынужден был уступить требованиям и отказаться от части территории своей страны.
Таким образом, говорить о какой-либо роли Польши в развязывании войны некорректно: ее претензии на Тешинскую область возникли тогда, когда стало ясно, что ситуация с Чехословакией причиной войны не будет. А вот «главной жертвой» Второй мировой, как выражается Киселев, Польша действительно была. В 1938 году ее население составляло 34,85 млн человек. В войне она потеряла почти 6 млн человек — около 17% всех своих граждан.
В процентном отношении Польша понесла самые большие потери среди всех стран мира (если не учитывать Украину и Белоруссию, в то время не имевшие независимости). А абсолютное количество жертв больше было только в СССР, Германии и Китае.