«Вести недели» сообщили о демонстрациях в поддержку палестинцев в европейских странах, во многих из которых они были запрещены. Корреспондент Михаил Антонов рассказывает об этом так:
«12 часов ночи. В центр города [Берлина] нагнали полиции — боятся беспорядков. <…> Чего точно не будет, так это Бранденбургские ворота никогда не подсветят в цвета палестинского флага. Немецкие политики избегают комментариев на тему бомбардировок гражданских объектов в секторе Газа. Главный тезис: „Израиль имеет право на самооборону”. Сообщения об ударе по больнице в Газе СМИ не сопровождают душераздирающим видеорядом. <…>
Люди, которые выходят на демонстрации, может быть, даже участвуют в стычках с полицией, в подавляющем большинстве не поддерживают ХАМАС. Они требуют от Запада признания палестинского государства и уважения его границ. Почему же этот вопрос в Европе так завязан на антисемитизме? Только ли живущие здесь арабы в этом виноваты? 138 из почти 200 стран-участниц ООН в 1988 году признали государственный суверенитет Палестины. И если взглянуть на карту, станет понятно, что те, кто не признал, и есть тот условный коллективный Запад, который в прошлом противостоял СССР, а сейчас воюет с Россией.
Отрицание палестинского государства — это инструмент холодной войны, в ходе которой через Израиль и его агрессивное самоутверждение в кругу соседей США проецировали свое влияние на Ближний Восток. И делают это до сих пор. А расплачиваются в прошлом европейские метрополии, наводненные жителями бывших колоний. Наверное, лучшей защитой еврейских общин от гнева „арабской улицы” было бы признание „просвещенной” Европой права палестинцев на свой, не такой уж и большой кусок земли, собственные флаг и гимн. Потому что то, что предлагает Шольц <недопущение антисемитских выступлений силовыми методами. — The Insider>, на длинной дистанции не сработает. <…>
Немецкие власти пока выбрали простую стратегию: затоптать любое выступление в поддержку Палестины ногами полицейских. На всякий случай запретили палестинские флаги. По понятным причинам в Германии боятся, как бы чего не вышло, и иной раз это — самый надежный способ попасть в идиотское положение. <…>
Десятилетиями Евросоюз подбрасывал палестинцам на бедность, чтобы как-то выживали, чтобы не подвергали сомнению их порядок: своим все, остальным — правила. Но это, похоже, заканчивается».
В этом длинном монологе что ни слово — почти все неправда. Вот, например, как на самом деле ЕС и Запад в целом «подбрасывали на бедность» палестинцам. После трагических событий 7 октября еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Оливер Варгейи объявил, что ЕС заморозит помощь Палестине. Через несколько дней, впрочем, от этого решения отказались; 23 октября главы МИД 27 стран ЕС объявили, что помощь Палестине продолжается. Но особенно интересен объем этой помощи: по сообщению ТАСС, это €691 млн. Кроме того, помимо этого существует еще и помощь отдельных стран ЕС, которая тоже измеряется сотнями миллионов евро.
Большая часть этой помощи проходит через Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Как сообщает на своем сайте агентство, его крупнейшие доноры — США, Германия, ЕС, Швеция, Норвегия, Япония, Франция, Саудовская Аравия, Швейцария и Турция. В 2022 году оно получило от правительств всех государств мира суммарно $1 108 619 071 (а также $66 028 201 из негосударственных источников, крупнейший из которых — ООН). Это примерно четверть бюджета Палестинской автономии. На долю ЕС и входящих в него стран пришлось $332 561 170, то есть 30% всей государственной помощи. США пожертвовали агентству $343 937 718, другие западные страны и Япония — $149 811 557. Таким образом, вклад Запада составил 75% всей государственной помощи и 70% всего бюджета агентства. Для сравнения, Россия внесла $2 млн.
Впрочем, БАПОР — не единственная организация, через которую можно оказывать помощь Палестине. Как сообщал в 2022 году ТАСС, Джо Байден заявил, что в 2021 году США предоставили Палестине более $500 млн, в том числе $400 млн через БАПОР. В общем, на бедность подбрасывали довольно щедро. Свидетельство тому — строительный бум в административном центре Палестинской автономии Рамалле.
С признанием палестинского государства все тоже обстоит не так уж просто. Его действительно признают 138 членов ООН, хотя Антонов несколько спрямляет углы, утверждая, что кто не признает, тот «коллективный Запад», воюющий с Россией. Так, Палестину как государство признают стремящаяся в НАТО Швеция, член НАТО Исландия и даже Украина, а не признают Армения и Эритрея, которая голосовала против резолюции ООН, осуждающей российскую агрессию против Украины.
Но главная проблема в том, что государство фактически не существует. В 1988 году, когда было провозглашено его создание, оно не контролировало никакие территории, а само провозглашение состоялось в Алжире. В 1994 году по результатам соглашений в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины была создана Палестинская национальная администрация с временной столицей в Рамалле на Западном берегу реки Иордан. Она обладает лишь частью признаков государства: существуют правительство, парламент, полиция, но не создана армия, вместо которой действуют различные полувоенные организации, нет собственной валюты, роль которой играет израильский шекель, нет пограничной службы — границу Иудеи и Самарии (Западного берега) с Иорданией охраняет Израиль, а охрана границы не контролируемого Национальной администрацией сектора Газа с Египтом целиком лежит на Египте. Таким образом, Палестина практически представляет собой виртуальное государство и скорее признание ее можно считать инструментом холодной войны.
Что же касается претензий Антонова к немецким властям по поводу запрета палестинских флагов на манифестациях, то даже как-то странно слышать об этом на государственном телеканале страны, где могут возбудить дело о «дискредитации армии» из-за вывешенного в окне флага Украины. И симптоматично, что «Вести недели» до сих пор продолжают говорить об израильском ударе по больнице в Газе, который на Западе не сопровождают «душераздирающим видеорядом», хотя последствия «удара» известны: несколько сгоревших машин на парковке, по которой попал обломок, по-видимому, неудачно запущенной палестинской самодельной ракеты, и выбитые стекла в здании больницы.