РИА «Новости» сообщает о заявлении спикера Совета федерации Валентины Матвиенко:
«Референдумы, которые в пятницу начались на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей проходят в полном соответствии с международными нормами и уставом ООН, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
„Волеизъявление проходит в соответствии с международными нормами, уставом ООН. У жителей ЛНР, ДНР, других освобожденных территорий есть такое право, законное право, а в сегодняшней ситуации это фактически право на жизнь”, — сказала она журналистам.
По словам спикера, на Западе поспешили еще до начала референдумов заявить, что не признают их итогов. „Но это уже никого не удивляет, просто таким образом Европа и Америка подтвердили свой цинизм и то, что мнение жителей этих регионов их совершенно не интересует”, — сказала Матвиенко. Спикер выразила уверенность в том, что референдумы пройдут так, что ни у кого не будет оснований ставить под сомнение их легитимность».
В Уставе ООН нет ничего о проведении референдумов; слово «референдум» там вообще не встречается ни разу, а голосование упоминается только в связи с процедурой принятия решений в органах ООН.
В статье 1 Устава говорится:
«Организация Объединенных Наций преследует Цели: <…> развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира».
Вероятно, спикер Совфеда считает, что оккупация части страны и проведение в захваченных районах «референдумов» об аннексии служат укреплению всеобщего мира.
Другие международные правовые документы несколько конкретнее, чем Устав ООН, формулируют принцип самоопределения. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой в 1970 году, говорится:
«Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».
Понятие «народ» при этом никак не определено. Возможно, Матвиенко имела в виду именно эту формулировку. Но в той же декларации двумя абзацами ниже сказано:
«Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».
Очевидно, что в случаях с Херсонской и Запорожской областями правительство Украины полностью соответствует этому требованию: на всей территории областей были проведены свободные и конкурентные выборы президента Украины, депутатов Верховной рады, региональных и местных органов самоуправления. И лишь на части территорий Донецкой и Луганской областей, с 2014 года находившихся под контролем самопровозглашенных ДНР и ЛНР, проводить выборы по законам Украины было невозможно.
«Референдумы» проводятся без независимых наблюдателей; в них не могут участвовать те жители оккупированных регионов, которые, спасаясь от войны, покинули свои дома и бежали на подконтрольную правительству Украины территорию или за границу. И это не говоря уже о том, что по законодательству Украины вопросы изменения территории страны могут решаться только на всеукраинском референдуме.