Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк Дмитрия Пескова: вопрос освобождения Навального находится в компетенции ФСИН, а не президента

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая в пятницу на вопросы журналистов о ситуации с Алексеем Навальным, которому в колонии отказывают в медицинской помощи, за считанные минуты попытался обмануть своих собеседников как минимум дважды. Ответы пресс-секретаря приводит в Telegram телеканал «Дождь»:

Не считают ли в Кремле, что дело Навального становится похоже на историю Сергея Магнитского? В жалобах, которые он писал начальству СИЗО и в Генпрокуратуру, Магнитский также сообщал о лишении его сна и недопуск врачей.
— Нет, не считаем.
— В чем отличие?
— Песков: Вообще не видим параллелей за исключением того, что покойный Магнитский был заключенным и осужденным, и Навальный тоже является заключенным и осужденным. <…>
— Вы сказали, что жалобы не получали, но было обращение супруги Навального. Как будут реагировать?
— Песков: Мы не будем реагировать на это обращение, оно отражено в СМИ. Безусловно, оно содержится во всех материалах, содержащих обзоры СМИ. Но сейчас в условиях, когда этот гражданин является осужденным и заключенным колонии, адресатом таких обращений является ФСИН.

В действительности умерший в СИЗО Сергей Магнитский не был осужденным. Почти год его содержали в СИЗО в статусе подследственного, причем за все время ареста допросили не больше пяти раз, а больше никаких следственных действий не проводили. По словам его адвокатов Елены Орешниковой и Дмитрия Харитонова, следователь несколько раз предлагал Магнитскому согласиться на рассмотрение дела в особом порядке, но тот отказывался. В этом смысле параллели со случаем Навального, которого содержат в колонии по приговору суда, как раз нет.

Параллель в другом: Магнитскому, как и сейчас Навальному, долгое время не оказывали медицинскую помощь, а на соответствующие ходатайства адвокатов отвечали отказом. Магнитскому в СИЗО даже не передавали лекарства, которые приносила ему мать. Навальному же, у которого практически не действует одна нога и наблюдаются симптомы защемления нерва, не дают ничего, кроме обезболивающего, и не допускают к нему гражданских врачей.

Российское законодательство предусматривает освобождение заключенных, если их заболевания делают невозможным отбывание наказания (а болезнь, в результате которой человек лишается возможности ходить, к таким, скорее всего, относится), но решает такие вопросы не ФСИН. В статье 81 УК РФ сказано:

«1. Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера.
2. Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания».

Кроме того, президент России имеет право помиловать осужденного, так что адресат обращения Юлии Навальной, на которое Кремль, по словам Пескова, не собирается реагировать, — как раз то лицо, которое могло бы решить проблему.