РИА «Новости» в материале под заголовком «МИД: в Нидерландах по-настоящему не расследовали роль Киева в деле МН17» сообщает:
«Совместная следственная группа (ССГ), занимающаяся расследованием катастрофы малайзийского „Боинга” MH17, не провела настоящего расследования роли Украины в этой трагедии, заявил в интервью РИА Новости директор Первого европейского департамента МИД РФ Алексей Парамонов.
„Мы неоднократно выражали удивление в связи с тем, что материалы, переданные нами, то игнорировались, то объявлялись сфальсифицированными. В то же время без каких-либо вопросов, на веру, к делу приобщались данные из сомнительных источников, включая то, что предоставляла очевидно заинтересованная сторона — Украина. Вместе с тем не было проведено настоящее расследование роли Украины в крушении рейса МН17 — в связи с незакрытием украинскими властями воздушного пространства для полетов гражданских самолетов над зоной вооруженного конфликта”, — сказал Парамонов.
Совместная следственная группа (ССГ), которая под руководством генпрокуратуры Нидерландов без участия РФ проводит расследование обстоятельств крушения, позже представила промежуточные итоги. Следствие утверждает, что Boeing был сбит из зенитного ракетного комплекса „Бук”, принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ из Курска. Как заявлял РИА Новости заместитель генпрокурора России Николай Винниченко, российская сторона передала Нидерландам не только данные российских радаров, но и документацию, свидетельствующую о том, что ракета ЗРК „Бук”, поразившая Boeing, принадлежала Украине, однако эту информацию следователи проигнорировали.
МИД РФ заявил, что обвинения ССГ в причастности России к крушению малайзийского Boeing голословны и вызывают сожаление, расследование является предвзятым и однобоким. <…> Все ракеты, двигатель от которой продемонстрировала голландская комиссия по расследованию крушения MH17, были утилизированы после 2011 года, сообщили в Минобороны России».
В действительности ситуация с незакрытием Украиной воздушного пространства давно прояснена: речь может идти лишь о ее моральной ответственности за отсутствие такого решения, но не о юридической. Международных правовых норм, требующих закрывать для полетов воздушное пространство над зонами боевых действий, не существует.
Совет по безопасности Нидерландов в отчете по результатам технического расследования, опубликованном еще в 2015 году, указывал, что во время вооруженных конфликтов в Мали, Южном Судане, Ливии, Ираке, Египте, Афганистане, Сомали, Йемене, Конго и Сирии воздушное пространство на крейсерской высоте полета лайнеров не закрывалось. Украинский регулятор «Украэрорух» поднимал минимальную высоту полета над зоной конфликта, исходя из своих данных об имеющихся там участников вооружениях; очевидно, он не предполагал, что там может появиться ЗРК «Бук».
В том же отчете указано, что Россия закрыла воздушное пространство над граничащими с зоной конфликта районами лишь с полуночи 17 июля 2014 года — за 17 часов до катастрофы MH17. Авиационный эксперт Вадим Лукашевич в статье, опубликованной в Forbes в 2017 году, отмечает, что Украина несколько раз увеличивала минимально допустимую высоту полета, Россия же не принимала никаких мер. 14 июля Украина установила минимальную высоту в 9754 м. Россия же с 17 июля внезапно закрыла воздушное пространство на высоте до 16 150 м, то есть фактически на любой высоте, доступной для гражданской авиации. На запрос нидерландской стороны о причине такого решения Росавиация ответила, что это сделано с целью «согласования ограничительных мер с прилегающим воздушным пространством Украины». На вопрос о том, почему в таком случае минимально допустимая высота настолько превысила установленную Украиной, российская сторона не ответила ничего.
Главный же вопрос в деле о катастрофе MH17, разумеется, связан не с незакрытием воздушного пространства, а с тем, кто и при каких обстоятельствах сбил самолет. Россия в сентябре 2018 года действительно направила Совместной следственной группе информацию о том, что ракета, фрагменты которой были найдены вблизи места катастрофы, после распада СССР досталась Украине и с тех пор не попадала на территорию России. Ответ нидерландской прокуратуры был сдержанным: она заявила, что внимательно изучит представленные данные, отметив при этом, что прежде Россия уже передавала ССГ ложную информацию. Доказано, что представленные Россией вскоре после катастрофы данные радаров, показывавшие присутствие украинского истребителя, двигавшегося навстречу малайзийскому лайнеру, были сфальсифицированы.
История с ракетой за номером 9Д1318869032, фрагменты которой обнаружены вблизи места катастрофы, весьма туманна. ССГ представила эти фрагменты на пресс-конференции в мае 2018 года. По неофициальным данным, они были куплены у одного из жителей контролируемого сепаратистами района. В сентябре того же года министерство обороны России объявило, что ракета с таким номером числилась за воинской частью, после распада СССР вошедшей в состав ВС Украины.
ССГ никогда не утверждала, что это фрагменты той самой ракеты, которая сбила MH17. Автор исторических трудов Марк Солонин, по первой профессии авиационный инженер, считает, что обломки ракеты, попавшей в самолет и взорвавшейся, должны выглядеть совершенно иначе. У представленной ракеты не поврежден силовой шпангоут, который находится в нескольких сантиметрах от боеголовки, — и это при том, что взрыв был настолько силен, что оторвал носовую часть огромного широкофюзеляжного лайнера. Солонин считает, что данная ракета подверглась учебному запуску без боеголовки либо запуску двигателя на испытательном стенде. По этой версии обломки ракеты с хорошо читаемым номером были намеренно подброшены следствию через некоего жителя так называемой ДНР.
Изучение свидетельств, доказывающих, что пусковая установка «Бук» попала в зону конфликта из России, а после гибели MH17 была туда возвращена, так же заставляет скептически отнестись к российской версии об украинской ракете. Следствие собрало множество свидетельств, в том числе фото и видео, позволяющих проследить путь ЗРК. МИД России заявлял, что располагает доказательствами того, что видеоролики, на которых показано передвижение пусковой установки по контролируемому сепаратистами району сфабрикованы. Но, как отмечает основатель Bellingcat Элиот Хиггинс, свидетельства перемещений «Бука» начали появляться в соцсетях еще до катастрофы MH17, причем публиковали их пользователи, чьи аккаунты существовали уже годами. То есть, если бы они были сфальсифицированы, это означало бы детально продуманный масштабный заговор, который начали готовить задолго до гибели лайнера. Кроме того, «Бук», двигающийся по установленному следствием маршруту, виден и на спутниковой фотографии, представленной одной из крупнейших компаний в этой области DigitalGlobe. Никаких свидетельств перемещений «Бука» по территории, контролируемой Украиной, не обнаружено.