Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Российские дипломаты и СМИ запутались, объясняя отказ в визах американским учителям московской школы

Российские чиновники и СМИ бурно реагируют на публикацию в The New York Times, где рассказывается о том, что тридцати американцам, учителям Англо-американской школы в Москве, отказано в российских визах, из-за чего под угрозой оказалось начало нового учебного года. Программа «Время» сообщает:

«Англо-американская школа в Москве оказалась в центре дипломатического скандала. Одно из ведущих изданий в США — New York Times — выдало новость: преподавателям заведения, где учатся дети посольских работников, отказано в российских визах. Новый учебный год под угрозой.

Резкими заявлениями отметился и глава американской дипмиссии Джон Хантсман. При этом откуда у учителей частной школы дипломатические паспорта, и посол, и журналисты умолчали».

Строго говоря, это действительно так: ни американская газета, ни посол Хантсман действительно ничего не сказали о дипломатических паспортах учителей. За посла это сделала пресс-секретарь посольства. «Интерфакс» пишет:

«Преподаватели Англо-Американской школы в Москве (Anglo-American School of Moscow) пользовались дипломатическими визами и диппаспортами, поскольку таково “давнее требование” российского правительства и сложившаяся взаимная практика, заявила “Интерфаксу” пресс-секретарь посольства США в России Андреа Калан.

Это требование к визам для учителей школы МИД выдвинул несколько лет назад, уточнила она. Посольство исполняет это требование.

По ее словам, таким же образом преподаватели посольства России в Вашингтоне ездят в США по дипломатическим визам в Соединенные Штаты».

Посол России в США Анатолий Антонов тут же взялся опровергать информацию газеты. «Ни одного отказа сделано не было, — сказал Антонов. — Это нечестно, некорректно! И вряд ли политика нажима на российскую сторону даст какие-то результаты», — цитирует его RT.

Но представитель МИДа Мария Захарова в Facebook опровергла не только сообщение NYT, но и слова Антонова:

https://www.facebook.com/maria.zakharova.167/posts/10220091486027108

Аргументы довольно странные: Англо-американская школа в Москве основана совестно посольствами трех англоязычных государств — Великобритании, Канады и США, поэтому непонятно, на территории какого из посольств ей следует находиться. В построенном специально для нее здании в московском районе Покровское-Стрешнево школа работает с 2000 года, и с тех пор претензий к статусу ее преподавателей не возникало.

В другом комментарии Захаровой по тому же поводу сказано:

«То есть учитель американской школы имеет точно такой же статус с точки зрения Вашингтона, как, например, посол. Либо этот учитель должен действовать на территории посольской школы, либо, если он преподает в школе, которая является исключительно коммерческая, а сегодня она именно такая, тогда он вряд ли должен обладать дипломатическим иммунитетом».

Программа «Время» добавляет к этому комментарий политолога Константина Блохина:

«Дипломат не должен заниматься коммерческой деятельностью. Это противозаконно. Поэтому Россия здесь действует, можно сказать, со всеми нормами международного права. А вот Соединенные Штаты хотят этот закон обойти».

«Вести» пересказывают заявление МИДа:

«Дети дипломатов оказались в ней в абсолютном меньшинстве, а учреждение образования превратилось в коммерческую структуру, поскольку обучаться в ней могли все желающие за плату».

И снова аргументы выглядят крайне странно: во-первых, преподавание в школе трудно назвать коммерческой деятельностью, во-вторых, как сказано на сайте самой школы, она является некоммерческой (non-profit) организацией. Она действительно оказывает платные услуги, хотя и не «всем желающим». Прежде всего в нее зачисляют детей сотрудников диппредставительств Великобритании, Канады и США, затем детей, имеющих гражданство этих стран, детей сотрудников других диппредставительств и тех, кто подходит под еще несколько льготных категорий, а на оставшиеся места уже могут претендовать любые другие дети, свободно владеющие английским языком. Они, как правило, попадают в длинный «список ожидания». А если их все же примут, родителям действительно придется платить немалые деньги (как утверждают они сами, $22 000 в год), но это еще не делает школу коммерческой — за счет этих поступлений лишь частично финансируется работа самой школы.

Впрочем, Захарова тут же противоречит сама себе, мгновенно забывая о «коммерческой деятельности»:

«Мы готовы оформлять визы всем работникам дипломатических представительств США в нашей стране, в том числе школьным преподавателям, максимально оперативно, и об этом наши американские партнеры знают, и знают очень хорошо. При условии, что Вашингтон будет точно также действовать в отношении российского персонала».

Так выходит, МИД России не против того, чтобы учителя школы получали визы как сотрудники посольства или консульства. Требование одно: чтобы США отвечали взаимностью. Правда, посол Антонов заявляет, что это США ввели «систему разменов»:

«“И за каждого российского сотрудника административно-технического состава мы должны давать визу американцу”, — отметил Антонов. По его словам, это решение американской стороны. Вместе с тем посол уверен, что от этих мер проблемы испытывают и сотрудники посольства США в Москве. Антонов рассказал, что действие этой системы распространяется также на учителей, поваров, садовников и водителей», — приводит его слова RT.

Так выходит, что отказы в визах тридцати учителям, которых, по утверждению Антонова, не было, — это ответ на аналогичное количество отказов сотрудникам российских диппредставительств? Но об этом ни разу не сообщалось; неизвестно, были ли такие сотрудники вообще, а если были, то не заподозрили ли их американцы, например, в связях с российской разведкой.

Впрочем, вполне возможно, что дело вовсе не в отказах россиянам. The New York Times приводит мнение президента Американской торговой палаты в России Алексиса Родзянко: он считает, что отказ в визах учителям может быть попыткой надавить на американские власти, чтобы те вернули российским диппредставительствам право пользоваться комплексами зданий на побережье штатов Нью-Йорк и Мэриленда, закрытыми в 2016 году в рамках санкций в отношении России.

Эту тему Антонов, Захарова и российские СМИ старательно обходят стороной: ведь в таком случае получается, что за закрытые посольские дачи расплачиваться придется детям. Причем не детям американских (а заодно британских и канадских) дипломатов: школа даже с неполным преподавательским составом работу продолжит, но вынуждена будет сократить количество учеников, а в этом случае под сокращение первыми попадут россияне, так как они не принадлежат к ее целевому контингенту.