В воскресенье РИА «Новости» процитировало посла России в Великобритании Александра Яковенко, встретившимся с отравленным «Новичком» британцем Чарли Роули и его братом: «Никаких претензий у них к России нет, более того, они пришли с просьбой рассказать, что происходит на самом деле». В понедельник агентство порадовало читателей новыми подробностями:
«Посол России в Великобритании Александр Яковенко встретился с пострадавшим в результате инцидента в Эймсбери Чарли Роули и его братом Мэттью. Дипломат ответил на их вопросы касаемо событий в Солсбери и отдал копию доклада, который сделало российское дипломатическое представительство.
“Я считаю, что это была очень полезная встреча для них прежде всего, но также и для нас, потому что мы стали немножко лучше понимать все-таки, что же произошло в Эймсбери и что происходит вокруг расследования в Солсбери”, — сказал Яковенко.
В частности, рассказал посол, британцы интересовались, Россия ли отравила Скрипалей, и является ли она той единственной страной, которая могла бы произвести “Новичок”. Яковенко подчеркнул, что дал полное разъяснение на этот счет. "Я ему еще раз на фактах доказал, что этот ‘Новичок’ может произвести любая лаборатория в Европе, что, собственно, было и в Чехии, и в других странах”, — сказал дипломат.
Чарли Роули поинтересовался в ходе беседы с Яковенко о возможности встречи с президентом Владимиром Путиным, об этом сам пострадавший заявил в интервью изданию Sunday Mirror».
Тут же выяснилось, что содержание упомянутой публикации в таблоиде Sunday Mirror российское агентство передало, мягко выражаясь, не полностью. Статья озаглавлена «Жертва “Новичка” спрашивает у человека Путина: это вы убили мою подругу?», и там говорится:
«Их полуторачасовая встреча состоялась в Южном Кенсингтоне, в здании российского посольства ценой в £15 млн. Яковенко согласился ответить на вопросы Чарли о смерти его 44-летней гражданской жены Дон Стерджесс. Она нанесла себе на кожу «Новичок», который был в флаконе от духов, и через семь дней умерла. 45-летний Чарли тоже отравился, но выжил после десятидневной комы.
Он рассказал Sunday Mirror: “Я пришел, чтобы спросить его: ‘Зачем ваша страна убила мою девушку?’”
Чарли рассказал, что задал и еще один вопрос: если подозреваемые совершенно невиновны, как утверждает Россия, то почему британской полиции не дают их допросить? И добавил: “Но я, в сущности, не получил никаких ответов. Я услышал только российскую пропаганду”.
Чарли заметил: «Мне понравился посол, но, как я думаю, кое-что из того, что он говорил, пытаясь оправдать Россию, было смехотворно. Я рад, что встретился с ним, и, кажется, я узнал некоторые вещи, которых не знал раньше. Но я по-прежнему считаю, что эту атаку устроила Россия».
По информации британского таблоида, Яковенко объяснял Роули, что яд, от которого погибла Стерджесс, не мог быть «Новичком» российского происхождения, потому что «российский “Новичок” убил бы всех». Затем посол добавил, что сейчас Россия не производит этот яд, зато его делают в Чехии и США. Почему действие чешского и американского новичка слабее, чем российского, он не объяснил, но зато решительно заявил, что единственное место, откуда мог появиться убивший Стерджесс яд — это Америка.
Роули так оценил высказывания посла: «Думаю, он большой мастер говорить, но то, что он говорит, — это российская пропаганда».
Затем РИА «Новости» опубликовало сразу несколько материалов, передающих мнение Яковенко о прошедшей встрече с Роули. Посол утверждает, что Чарли ни в чем Россию не обвинял и вопроса о том, отравила ли Россия Дон Стерджесс, не задавал.
«Абсолютно не согласен с такой формулировкой вопроса газеты, поскольку смею вас заверить, так вопрос не ставился. Более того, Роули проявил заинтересованность в том, чтобы узнать российскую точку зрения произошедших событий, выразив искреннее желание разобраться в ситуации… Поэтому оставим эту формулировку заголовка на совести редакции Sunday Mirror», — заявил посол.
Впрочем, такой формулировки в Sunday Mirror и не было: по словам Роули, тот спрашивал не о том, убила ли Россия Дон, а о том, зачем она это сделала.
Вечером того же дня РИА «Новости» опубликовало заявление главного токсиколога Минздрава России Юрия Остапенко: если Роули приедет в Россию, ему могут оказать помощь в токсикологическом центре института им. Склифосовского. На платной основе, потому что у него нет полиса обязательного медицинского страхования. Президент института тут же подтвердил, что готов принять Роули на лечение, оговорившись, что иностранцам не проводят трансплантацию органов. Правда, посол Яковенко в своем интервью РИА «Новости» признал, что Роули с такой просьбой не обращался, а сама идея насчет его лечения в России исходила от интервьюера — руководителя лондонского представительства РИА Дениса Ворошилова.
О реакции Роули на щедрое предложение российских медиков никаких сообщений нет. Зато в понедельник — в тот же день, когда РИА «Новости» распространило заявления Яковенко, — он дал интервью местной студии радио Би-би-си в графстве Уилтшир. Роули подтвердил, что не получил от посла фактически никаких ответов на свои вопросы и что хотел бы встретиться с Путиным, «чтобы добраться до самого дна»:
«Да, это было бы прекрасно, я хотел бы видеть его и задать вопросы с глазу на глаз. Просто чтобы можно было сказать: я это сделал».
Роули сказал, что «получить извинения было бы замечательно», но он не может представить себе, чтобы Путин признал вину.