Вчера в Магадане было совершено уже второе нападение на сотрудников штаба кандидата в облдуму Георгия Албурова (соратника Навального и одного из руководителей Фонда борьбы с коррупцией) – на этот раз жертвой атаки стал руководитель проекта «РосЖКХ» Дмитрий Таралов. На Таралова напали со спины и сильно избили, у пострадавшего выбиты зубы.
Это уже второе нападение на команду Албурова в Магадане – в пятницу неизвестные атаковали агитаторов, которые раздавали листовки.
Характер последнего нападения указывал на то, что за членами команды Албурова установлена слежка. Албурову удалось обнаружить и блокировать автомобиль, преследовавший кандидата уже не первый день. Номера автомобиля оказались подложными (со снятой с учета машины). Сидевшие в них неизвестные старались прятать свои лица. Прибывшие по вызову сотрудники ГИБДД первоначально заинтересовались подозрительными пассажирами, но вскоре им поступил сигнал сверху: вместо преступников были задержаны сам кандидат и члены его команды, а машину (прямо с сидевшими в них пассажирами) погрузили на эвакуатор и увезли. Когда сочувствующие граждане попытались поехать за эвакуируемой машиной, их остановила ГИБДД.
Сотрудники штаба Албурова не сомневаются: очевидная связь между нападавшими и силовыми структурами, указывает на причастность к организации нападения местной власти в лице губернатора Владимира Печеного. The Insider разобрался в биографии губернатора и выяснил – версия о его причастности выглядит вполне правдоподобной.
Крепкий безхозяйственник
Печеный позиционирует себя как крепкого хозяйственника, с таким имиджем он избирался сначала в мэрию, а затем в губернаторы. В реальности же экономические показатели области в период правления – одни из худших в стране. Так, например, Магаданская вошла в число семи субъектов, где Минфин выявил нарушения предельного размера дефицита бюджета (он превысил 2,7 млрд. рублей). Печеный заверял жителей, что области помогут федеральные власти и потому социальные расходы не пострадают, но он лукавил – федеральный центр четко дал понять регионам, что условием предоставления трансфертов является сокращение дефицита, а значит резать «социалку» придется и сильно.
Помимо бюджета серьезной проблемой стал долг – общий долг области уже сегодня составляет 58% от доходов бюджета и продолжает расти, а тем временем население не может расплатиться по кредитам: Магаданская область стала шестой в стране по темпам роста просроченной задолженности по потребительским кредитам.
В социальной сфере дела обстоят не лучше: Магаданская область занимает второе место в стране по темпам роста безработицы и входит в тройку субъектов РФ, по доле жителей, страдающих от алкоголизма (4012 алкоголиков на 100 тысяч населения).
Отсутствие экономических успехов компенсируется хваткой губернатора – он умеет контролировать политическую ситуацию и разбираться со своими конкурентами.
Выборы без выбора
Печеный известен тем, как мастерски, шаг за шагом ликвидировал в области конкурентные выборы. Когда он впервые избирался мэром Магадана в 2004 году, у него было девять конкурентов, а также графа «против всех» - он победил с результатом лишь 31,7%, и только потому, что выборы были однотуровые. Понимая это, он обеспечил себе более комфортные условия к перевыборам: на выборах 2008 г. у него остался только один конкурент, у которого Печеный выиграл с результатом 85,9%.
Мэр Магадана всегда был вторым по значимости политическим постом в регионе после губернатора, и когда Печеный занял губернаторское кресло, выборы мэра Магадана попросту отменили, обеспечив ему полный контроль в области.
С прессой у губернатора разговор короткий. Еще во время первых мэрских выборов власти разобрались с местным медиахолдингом «Карибу», две телекомпании которого были сначала отлучены от предвыборной агитации, а когда на одной из них все же появился ролик с критикой Печеного, эфир и вовсе на день был отключен силами прибывших сотрудников ФСБ.
А вот с бизнесом губернатор наладил тесные отношения. За тот период, пока Печеный занимал пост мэра, а затем губернатора, он оброс прочными связями с местными бизнес-элитами. В числе ключевых партнеров Печеного называют местного олигарха Александра Басанского, председателя Совета директоров концерна «Арбат», которого новоизбранный губернатор в благодарность отправил в Совет Федерации.
Нынешнее нападение на Таралова, вызвавшее скандал на федеральном уровне, привело к тому, что даже одиозные единороссы призвали провести расследование: «Я считаю, что правоохранительные органы должны сделать все, чтобы найти виновных в инциденте в Магадане», - заявила депутат Ирина Яровая. Поскольку Яровая, как уже ранее писал The Insider, в Думе представляет интересы Управления внутренней политики Администрации президента, ее заявление можно рассматривать как сигнал из администрации, о том что местные власти переборщили. Но значит ли это, что нападение стало самодеятельностью местных властей? Политолог Александр Кынев так не считает:
- Судя по наглости избиения, какая-то отмашка из Москвы была, все-таки в регионе нет настолько безумных людей, чтобы заниматься самодеятельностью такого рода. Но, видимо, отмашка была воспринята не сосем адекватно, перевыполнили план. Вот теперь об этом и идет сигнал из центра.
Многолетняя безнаказанность и полное отсутствие политической конкуренции атрофирует навыки нормальной политической борьбы.
По словам Кынева, причина такой неадекватности заключается в том, что в регионе уже 10 лет нет конкурентной политики: «В начале 2000-х в регионе были очень кокурентные выборы, когда убили Цветкова и на губернаторских выборах Дудов с небольшим перевесом победил мэра Карпенко. Но в 2005 году точкой перелома стали выборы областной думы, когда местную оппозицию фактически разгромили. Тогда было два оппозиционных блока – «Наша родина – Колыма» из объединившихся «Яблока» и СПС, и «Партия пенсионеров» во главе с Владимиром Буткеевым. Оба эти списка сняли (потом Партию пенсионеров, впрочем, под выборы вернули) и после этого политика в регионе фактически умерла, многие оппозиционеры уехали, осталась только системная оппозиция, получающая по 1-2 мандатика, и занимаются они символическим акциями вроде организации бесплатных автобусов в места массового отдыха для малоимущих. Никого они там при этом не критикуют. Многолетняя безнаказанность и полное отсутствие политической конкуренции атрофирует навыки нормальной политической борьбы. Люди просто перестают соображать, как выглядит со стороны в публичном пространстве то, что они делают. Они не понимают, что когда в регионе высаживается десант одной из наиболее креативных политических партий, включая известных блогеров, любое неловкое движение превращается в федеральный скандал. И если даже таких вещей они не понимают – это говорит о полной профнепригодности нынешней политической команды».
При этом Кынев убежден, что хотя и шансы на попадание в облдуму у соратников Навального невелики и во многом зависят от жесткости включения административного ресурса, но сам факт десанта в отдаленный регион прибавляет оппозиционной партии много очков на федеральном уровне, причем глупая реакция местных властей этот эффект только усиливает.
Сам губернатор, после окрика из Москвы, заявил о «необходимости расследования дела», но до сих пор не задержаны даже исполнители. Впрочем, активисты заявили, что теперь полиция стала вести себя с ними подчеркнуто вежливо. Очевидно, ощущение безнаказанности у местных властей все же несколько ослабло.