Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.58
  • EUR107.43
  • OIL74.65
Поддержите нас English
  • 1640
Политика

Двойники, искусственные очереди, потерянные документы. 8 приемов администрации для недопуска независимых кандидатов

Содержание
  • 1. "Спойлеры"

  • 2. Псевдосборщики

  • 3. Провокации

  • 4. Фейковые очереди

  • 5. Нападения на кандидатов и сборщиков подписей

  • 6. Задержания кандидатов

  • 7. Махинации с документами

  • 8. Закрытая проверка подписей

8 сентября в Москве пройдут выборы в Мосгордуму, в Санкт-Петербурге - в органы муниципальных образований. В столице кандидаты сдали подписи на проверку в Мосгоризбирком, петербургские избиркомы сегодня закончили регистрировать желающих баллотироваться. При этом и те, и другие выборы уже можно без преувеличения назвать одними из самых скандальных за всю историю: власти задействовали всю изобретательность и административный ресурс, чтобы помешать независимым кандидатам официально включиться в гонку. The Insider вспоминает наиболее громкие случаи.

1. "Спойлеры"

Наибольшее количество усилий власти бросили на 43-й округ Москвы (районы Арбат, Пресненский и Хамовники), чтобы не допустить до регистрации юриста Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь и экс-главу московского отделения «Яблока» Сергея Митрохина. Сначала бороться с ними была призвана глава Центра паллиативной помощи Депздрава Москвы, учредительница фонда помощи хосписам «Вера» Анна (Нюта) Федермессер. В 2018 году она была доверенным лицом на выборах кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина и вступила в Общероссийский народный фронт.

6 мая 2019 года Федермессер сообщила газете «Коммерсантъ» о своем намерении выдвигаться кандидатом на выборы в Мосгордуму — в том же округе, где ранее объявили об участии в выборах Соболь и Митрохин. Спустя сутки основатель ФБК Алексей Навальный в открытом письме попросил Федермессер снять свою кандидатуру, чтобы избежать выдвижения двух независимых кандидатов в одном округе. «Это потом так и назовут. Выдвинуть против сильного оппозиционного кандидата общественника — приличного человека, который заплатит своей биографией за снижение шансов оппозиционера на избрание», - написал Навальный. Чуть больше месяца спустя член ОНФ действительно сняла свою кандидатуру, объявив, что оказалась не готова к «лжи и грязи в свой адрес».

Однако в тот же день о своем решении баллотироваться в том же округе заявил бывший нападающий сборной России по футболу Дмитрий Булыкин, а еще спустя день — актер Андрей Соколов. Булыкин заявил, что идет на выборы, чтобы «развивать детский и юношеский спорт в Москве, а также обеспечивать для всех москвичей возможность заниматься спортом и вести здоровый образ жизни». Соколов выразился более прямо — по его словам, он принял решение о выдвижении после того, как Федермессер «закатали в асфальт». До этого, заявил актер, «мы старались не вылезать», не уточнив при этом, кто такие «мы».

В округе №45, где действующим депутатом Мосгордумы является ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, идет на выборы его подчиненная - старший директор ВШЭ по взаимодействию с органами власти, проректор Валерия Касамара. От оппозиции в этом же округе выдвинулся председатель совета депутатов Красносельского округа Илья Яшин.

Борьба руководства ВШЭ с Яшиным идет на фоне активного «закручивания гаек» в самом вузе. В конце мая там закрыли студенческое ток-шоу «В точку! Персона» - прямо накануне планируемого эфира с участием соратницы Навального Любови Соболь, а в июне стало известно, что из ВШЭ увольняют независимых политологов и приглашают преподавателей, связанных с администрацией президента.

Наконец, самая курьезная ситуация сложилась в 9-м округе столицы: против оппозиционного депутата Тимирязевского района Юлии Галяминой выдвинулись Анна Ганялина (выдвигалась в МО «Тимирязевский» от «Единой России»), которая тоже носит красный пиджак и похожую короткую стрижку, и Майя Галенкина от ЛДПР.

Юлия Галямина

Анна Ганялина на фоне своего плаката

2. Псевдосборщики

Второй излюбленный прием московских властей — найм людей, которые собирают подписи якобы от лица независимых кандидатов, но на фальшивых бланках. При этом сборщики зачастую даже не знают, что работают в интересах других лиц, а не своего кандидата и тем самым нарушают закон. О таком случае в начале июня писал Илья Яшин — у себя в районе он столкнулся с женщиной, которая попросила его поставить подпись «за Яшина», очевидно, не зная, как выглядит кандидат. Она рассказала, что ей поручила собирать подписи Мария Коледа - член «России молодой» и руководитель отдела в «Союзе добровольцев Донбасса». Провокатор обещала заплатить женщине 250 рублей за каждую подпись.

Позднее о такой же схеме сообщали Дмитрий Гудков, Любовь Соболь, Константин Янкаускас, Кирилл Гончаров и Юлия Галямина. По их мнению, это делается для того, чтобы избиратели второй раз не ставили подписи за кандидатов от оппозиции, а также, возможно, для подмены листов в избиркоме.

3. Провокации

Помимо псевдосборщиков, Коледа организовала еще более изощренную провокацию против Яшина: у себя в Facebook она обвинила его в том, что он наехал на нее на своей машине у здания префектуры Центрального округа Москвы и даже опубликовала видео, где виден автомобиль, госномера которого совпадают с номерами Яшина. Правда, того, кто находится за рулем, в ролике не видно.

В свою очередь Яшин написал, что 1 июля не был у здания префектуры ЦАО. Он рассказал, что в тот день ездил от дома в свой штаб в Сокольниках, в редакцию «Дождя», а затем вернулся домой. Позднее он опубликовал видео разговора у здания муниципалитета с пикетчиком, который требовал посадить Яшина за то, что тот наехал на Коледу. Провокатор утверждал, что лично видел главу МО «Красносельское» за рулем, однако не смог узнать его при личной встрече.

4. Фейковые очереди

Штаб Алексея Навального в Санкт-Петербурге сообщал, что кандидаты не могут подать документы в избирательные комиссии муниципальных образований из-за искусственных очередей, которые образуют группы людей спортивного телосложения. Это также подтвердила «Фонтанка» и другие СМИ. Некоторым корреспондентам удавалось самим поработать подставными кандидатами на муниципальных выборах — объявления легко находятся в соцсетях, за смену платят около 1500 рублей. Исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров рассказал, что в округе «Сосновское» кандидатам не давали подать документы курсанты Военно-медицинский академии, сидевшие в очереди.

Если же очередей нет, ИКМО просто закрывались в рабочие дни — без всякой причины, либо же под предлогом «поступившей информации о готовящемся террористическом акте», как произошло в Екатерингофском округе. Полицейские вытолкали из здания журналиста «Медиазоны», заявив, что «его жизнь в опасности». В муниципалитете «Кронверкское» со здания сняли табличку с названием, писала «Медуза».

Масштаб этих нарушений был таков, что пришлось реагировать руководству Центризбиркома: зампред ЦИК Николай Булаев заявил, что видеозаписи очередей в петербургские избирательные комиссии муниципальных округов могут быть постановочными, а председатель Элла Памфилова допустила отмену муниципальных выборов в Петербурге.

5. Нападения на кандидатов и сборщиков подписей

Фейковые очереди в Петербурге также стали излюбленным местом массовых драк и нападений на независимых кандидатов в депутаты. Например, в МО «Ржевка» неизвестные выкидывали оппозиционеров из здания. Их оттаскивали, зажимали дверями и душили.

В конце июня в избиркоме округа «Екатерингофский» напали на главу штаба Навального в Петербурге, кандидата в муниципальные депутаты Александра Шуршева. Утром он пришел в избирком округа и обнаружил там очередь из 10 человек.

«Я начал снимать, говорить, что пришел к комиссии, тут очередь, снимал её, как на меня напал мужчина со стороны. Он побежал за мной, я споткнулся, он начал пинать меня, выхватывать телефон. Охранник просто стоял надо мной и ничего не делал. Напавший выхватил телефон, бросил о землю и убежал», – рассказал Шуршев «Фонтанке».

1 июля на Шуршева опять напали — второй раз за неделю. Он направлялся в ИКМО Екатерингофское для подачи документов. Сзади подбежали два человека, один ударил его по голове.

Кандидата в депутаты по муниципальному образованию «Черная речка» Александра Шаталина также избили в очереди в ИКМО. Он стоял на подачу документов уже третью ночь. «Все происходило с попустительства председателя. Я пропустил одного молодого человека, но затем сказал, что больше никого я пропускать не намерен. Тогда стоявшие в очереди кандидаты напали на меня — один схватил сзади, второй ударил в грудь, затем об дверь. Я поехал снимать побои в больницу. Сейчас мне будут делать снимок, потом пойду писать заявление в полицию. Мои избирательные права грубо нарушили, я не намерен молчать», — рассказал Шаталин «МБХ медиа».

9 июня у избиркома «Сергиевское» напали на журналиста Алексея Радькова. Он стал снимать фейковую очередь, один из очереди ударил его, Радьков ударил в ответ. Тогда на него накинулись 15 человек - он убежал, спрятался в трамвае и с помощью пассажиров отбился до приезда полиции.

В Москве нападению подвергались сборщики Любови Соболь и Дмитрия Гудкова. В трех точках сбора подписей в Пресненском районе агитационные кубы Соболь облили фекалиями. Как рассказала Соболь The Insider, нападавшие выкрикивали «Вы против Единой России?».

В тот же день Дмитрий Гудков заявил, что на его сборщиков напала охрана парка «Фили». «Для полноты картины у нашего сборщика охранники попытались отобрать телефон, на который он их снимал, а приехавшая полиция с интересом наблюдала за этим и не вмешивалась. Сейчас наш стенд выброшен из парка, две машины Росгвардии и одна местных охранников достойно защитили суверенитет парка. Так дойдем до того, что для обеспечения нужного результата на выборах в город введут войска», — писал Гудков.

6. Задержания кандидатов

В конце июня у избирательной комиссии муниципального образования «Екатерингофский» в Петербурге задержали потенциальных кандидатов в муниципальные депутаты Полину Костылеву и Федора Горожанко. По словам координатора движения «Весна» Богдана Литвина, фейковые кандидаты в очереди на регистрацию написали на Костылеву заявление — «якобы она их оскорбила». Полиция также задержала журналиста Красимира Врански.

В тот же день у ИКМО «Сампсониевское» троих кандидатов в мундепы - Романа Максимова, Владимира Первовского и Наталью Баринову. Они протестовали против действий избирательных комиссий, не регистрирующих оппозиционных и независимых кандидатов. Кандидатов задержали в предпоследний день, когда они могли подать документы для участия в выборах и оставили в отделе полиции на двое суток. В итоге они не успели зарегистрироваться. При этом Максимова ограничивали в свободе во второй раз — в первый он был задержан по анонимной жалобе, когда сидел в очереди на подачу документов.

7. Махинации с документами

Иногда комиссия просто отказывалась регистрировать кандидатов без объяснения причин. Александр Шуршев сообщил «Фонтанке», что 6 июля был последний день, когда в муниципалитете «Новоизмайловский» можно было внести правки в документы. «Комиссия работала до 14 часов, кандидаты пытались вручить исправленные документы, но секретарь просто убежала», — рассказал он.

В других случаях комиссии «теряли» документы оппозиционных кандидатов — например, декларации о доходах, справки о несудимости, данные о регистрации партии. Иногда кандидатам отказывают в регистрации, признавая недействительными паспорта (например, из-за пометок об аннулировании загранпаспорта).

8. Закрытая проверка подписей

9 июня Илья Яшин и Любовь Соболь сообщили, что проверка подписей в избиркомах ведется за закрытыми дверями. «Два оператора сидят в запертой комнате, им передают папки с подписями, а они вручную заносят паспортные данные в компьютер. Если определяется несовпадение, подпись признается спорной. Начали операторы свою работу в 14:00, а закончили в 21:20. За это время ими было проверено почти 15 тысяч подписей, представленных тремя кандидатами», — написал Яшин. По его словам, у него нашли 734 подозрительных подписи — в два раза больше допустимого количества брака (429 подписей). Из-за этого, по мнению Яшина, его могут снять с выборов.

Соболь рассказала, что избирком проверил подписи ее соперников на выборах в Мосгордуму - Андрея Соколова и Дмитрия Булыкина — без извещения других кандидатов. Юрист ФБК напомнила, что часть 9 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы обязывает извещать всех кандидатов о проверке подписей. Она выразила уверенность, что ее намеренно не предупредили о проверке, чтобы она не смогла выявить фальсификацию.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari