Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.03
  • EUR106.20
  • OIL73.68
Поддержите нас English
  • 222

Трамп не получил от Ким Чен Ына никаких уступок, но сам согласился приостановить совместные военные учения с Южной Кореей, что меняет баланс сил в регионе не в пользу США, считает обозреватель The New Yorker Эван Ознос. The Insider предлагает полный перевод статьи.

«Честно говоря, я думаю, что он действительно это сделает, — сказал журналистам Трамп во вторник вечером в Сингапуре, подписав с Ким Чен Ыном несколько ни к чему не обязывающих заявлений, уместившихся на одной странице. — Может быть, через полгода я буду стоять перед вами и говорить ”ну, я ошибался“. Не знаю, придется ли мне это признавать, но какое-нибудь оправдание я найду». Пожалуй, это были самые правдивые слова из всех, что были произнесены на сингапурском саммите, где рукопожатие Трампа открыло новую фазу в истории Азии. В конечном счете станет ясно, кем оказался Трамп — визионером, разглядевшим путь к миру там, где его не видел больше никто, или простофилей, попусту разбазарившим доверие к Америке. Он объявил о начале контактов с Северной Кореей с оптимизмом девелопера на церемонии закладки первого камня: превозносил «прекрасные отношения» с «талантливым» партнером по переговорам и отбрасывал любые вопросы о временны́х рамках и риске невыполнения обязательств. Он ни словом не обмолвился ни о том, что Ким ускоренными темпами проводит испытания ракет, ни о своих собственных прошлогодних угрозах в твиттере «полностью уничтожить» Северную Корею. Всю основную работу он доверил своему кабинету — команде, которая уже резко расколота между госсекретарем Майком Помпео, говорившем о больших надеждах на мир, и советником по национальной безопасности Джоном Болтоном, которй годами настаивает, что Северной Корее нельзя доверять.

Если сравнить результаты саммита с тем, чего ожидали, или с предыдущими соглашениями, то ясно, что Трамп многого не добился. Не созданы каналы связи, не было заявлений об улучшении ситуации с правами человека. «Не вижу, что из всего сказанного в этом на редкость неконкретном и ни к чему не обязывающем документе может быть выполнено, — заметил Андрей Ланьков из Кукминского университета в Сеуле, долгое время наблюдающий за Северной Кореей. — Очень примечательно, что Дональд Трамп, находившийся на переговорах в такой сильной позиции, так мало получил от Северной Кореи». Очевидно, целью Трампа было рукопожатие как таковое. С его точки зрения, бодрая болтовня — дело легкое и обходится недорого, а если понадобится, он может отбросить позитивную риторику, когда захочет. Впрочем, анналы дипломатии полны примерами того, насколько рискованными могут быть случайные заявления. Первым делом вспоминается первый визит в Европу в должности президента Джорджа Буша-младшего, когда на вопрос о том, доверяет ли он Владимиру Путину, он дал ответ, ставший знаменитым: «Я посмотрел ему в глаза. И я нашел его очень откровенным и заслуживающим доверия, я смог почувствовать его душу». Позже Кондолиза Райс в связи с этим ответом жаловалась: «Мы так и не смогли разрушить впечатление, будто президент наивно поверил Путину, а тот его предал».

Трамп, скорее всего, решил, что шанс добиться прорыва стоит риска выглядеть наивным. «Да, я верю ему, — сказал он ведущему телеканала ABC Джорджу Стефанопулосу, отвечая на неизбежный вопрос о Киме. — Он на самом деле хочет многое сделать для Северной Кореи. Он денуклеаризирует всю страну, и, думаю, начнет это делать очень быстро. думаю, он действительно хочет сделать для своей страны что-то потрясающее».

Но вполне может быть, что на самом деле Ким хочет совсем не того, что имеет в виду Трамп.

Северокорейская пресса на редкость много пишет о визите Ким Чен Ына в Сингапур», — рассказал мне Ланьков. Операторы государственных телеканалов снимают внимательных благополучных сингапурцев для монтажа, который будет улучшать образ Кима и пропагандировать перспективы экономической реформы. Главная северокорейская официозная газета «Нодон синмун»посвятила большую часть своей первой полосы восхвалению сингапурского авторитарного капитализма. «Островное государство удостоилось таких похвал, какие редко встретишь в северокорейских газетах», — добавил Ланьков. Но в репортажах по следам событий северокорейская пресса подозрительно мало упоминает сам саммит, и Пхеньян не подает никаких знаков того, что государство готовит свое население к тому, чтобы перестать гордиться ядерным оружием как необыкновенным достижением.

Фактически, как и ожидалось, Северная Корея не взяла никаких конкретных обязательств по сворачиванию своей ядерной программы. В совместном заявлении Ким «подтвердил свое непоколебимое обязательство завершить денуклеаризацию Корейского полуострова»; это отсылка к прежним соглашениям, заключенным в 1992 году, которые так и не были выполнены. Бзусловно, самую большую уступку на переговорах сделал Трамп, когда заявил о готовности заморозить совместные военные учения с южнокорейскими силами. Месяцами помощники Трампа говорили, что замораживания не будет, но во вторник он согласился с мнением Северной Кореи, что учеия, как он выразился, «очень провокативны» и заявил, что их приостановка «сэкономит нам огромные деньги».

Это не такая уж и малая уступка. Следующий раунд военных игр с Южной Кореей был запланирован на август. После заявления Трампа специалист по Азии из Центра новой американской безопасности Патрик Кронин рассказал мне, что совместные учения рассчитаны на то, чтобы удержать Северную Корею от актов агрессии против Южной — таких, как потопление военного корабля «Чхонан» в 2010 году, когда погибли 46 моряков. Сдерживание зависит от «уровня профессионализма и готовности к ответу в случае кризиса, которой можно добиться только с помощью военных учений, — сказал он. — Если Северная Корея не начнет двигаться в сторону раскрытия существенной информации о своих ядерных силах и затем к значительным верифицируемым шагам в направлении денуклеаризации, то мы должны будем возобновить давление, включая крупные учения следующей весной».

Еще удивительнее то, что Трамп снял существовавшее до этого табу на разговоры о перспективах вывода примерно 30 тыс. американских военных из Южной Кореи. «Я хочу вывести оттуда наших солдат. Хочу вернуть наших солдат домой», — заявил он. Это могла быть импровизация. За несколько часов до этого министр обороны Джеймс Мэттис сказал журналистам: «Не верю, что войска могут быть предметом торга». Сенатор-республиканец от Северной Каролины Линдси Грэм, который обычно защищал Трампа, заявил в эфире NBC, что «категорически не согласен» с любым выводом войск из Южной Кореи.

Никто не встретил новости из Сингапура с таким восторгом, как Китай. Китайские чиновники годами призывали Трампа заморозить совместные военные учения с Южной Кореей, которые Пекин считает угрожающим жестом у своих границ. Вскоре после заявления Трампа пекинская государственная газета Global Times, придерживающаяся националистических взглядов, похвалила его шаг в редакционной статье под названием «Конец ”военных игр“ будет для полуострова большим шагом вперед». Специалист по Китаю из Совета по международным отношениям Элизабет Экономи сказала мне: «Сейчас китайцы вздохнули с облегчением. Они получили то, чего больше всего хотели». И добавила: «А лучше всего для них то, что это произнес сам президент Трамп. Теперь китайцам, когда они будут вести торги, даже не надо полагаться на Ким Чен Ына».

Любые переговоры в ближайшие месяцы и годы будут чреваты непредсказуемыми последствиями: США нужно заполучить от Кима полную информацию о северокорейском ядерном оружии. Международная инспекция должна будет его проверить. И только тогда США смогут представить себе ядерное разоружение. Но прежде Трампу придется ускорить движение к результату, который он не полностью понимает: приостанавливая военные учения и намекая на вывод войск из Южной Кореи, он вызовет сомнения в силе обязательств Америки перед ее союзниками в Азии, включая Японию и Тайвань, а также перед Австралией. У них не останется выбора: придется переосмысливать роль Америки в регионе и свои отношения с Пекином. С точки зрения Трампа, встреча с Кимом была самоцелью. Но для тех, кто испытает на себе последствия его слов и действий, это только начало.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari