Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.95
  • EUR110.48
  • OIL73.47
Поддержите нас English
  • 192
Новости

Расследование о взятках Владимира Путина: "В итоге сговорились на 4%"

«Ведомости» изучили интервью, которое дал предприниматель Максим Фрейдзон на «Радио Свобода», и провели расследование (полный текст), выяснив, какое отношение  имел Путин к российским бизнесменам в 90-е годы.

Главным поводом для расследования стала история Фрейдзона: «Дима (петербургский предприниматель Дмитрий Скигин, основной владелец «Совэкса» в 1990-е гг., умер в 2003 г. - прим.) утверждал, что долго торговался с Владимиром Владимировичем [Путиным]. Я ему верю. С него просили сначала 15% от доходов. Это была общая такса – от 10 до 15%, если дело могло быстро принести доход <...>. В итоге сговорились на 4%, которые будут принадлежать Владимиру Владимировичу», – рассказал он.

По словам предпринимателя,  в середине 90-х  (когда Путин был вице-мэром Петербурга) он лишился выгодного бизнеса – доли в компании «Совэкс», заправляющей самолеты в аэропорту «Пулково». В интервью Фрейдзон называл «авторитетных предпринимателей», отобравших у него «Совэкс», – Сергея Васильева, Илью Трабера и Владимира Кумарина (Барсукова). Судя по данным реестров, структуры этих людей, а еще Геннадия Петрова (арестован в 2008 г. испанской полицией по подозрению в организации тамбовско-малышевского преступного сообщества) в 1990-х были партнерами Дмитрия Скигина по Петербургскому нефтяному терминалу и Балтийской бункерной компании.

Как показало расследование «Ведомостей», в 1990-х гг. эти предприниматели упоминались в материалах уголовных дел о тамбовской группировке, лидером которой называли Кумарина, или фигурировали в криминальных сводках. Так, в июне 1994 г. Mercedes Кумарина расстреляли из автоматов (бизнесмен лишился руки), а в мае 2006 г. Васильева тяжело ранили, расстреляв его Rolls-Royce. С годами эти люди обзавелись большими связями.

Путина неоднократно упоминали в связи с теми людьми и компаниями, о которых в своем интервью рассказал Фрейдзон, напоминают «Ведомости». Так, в 2008 г. экс-сотрудник ФБР и бывший руководитель разведслужбы Монако Роберт Эринджер подал иск о взыскании недоплаченного жалованья с князя Монако Альбера II, в котором в перечне выполненных поручений упомянул список россиян, замеченных в сомнительной финансовой деятельности. В этом списке фигурировала фамилия Путина: Эринджер считал, что он связан с принадлежащей Скигину монакской компанией Sotrama, занимавшейся морскими перевозками.

В испанском деле Петрова есть показания юриста Хуана Антонио Унториа Агустина, обслуживавшего фирмы обвиняемого, в которых тот уверяет, что познакомился с Петровым через сотрудника разведцентра Испании полковника Хосе Алиеса Санса. Полковник, как утверждает юрист, рассказывал, что знает Петрова со времен, когда тот «имел отношение к КГБ», и что Петров – «близкий друг Владимира Путина». Известно также, что в 1998–1999 гг. Петров владел 2,2% акций банка «Россия», объединившего знакомых и родственников Путина.

Председатель дачного кооператива «Озеро» Владимир Смирнов в 1990-х был гендиректором ПТК – как раз когда ее совладельцами были фирмы Трабера и Петрова.

Отмечается также, что во время работы в мэрии Петербурга Путин принял несколько решений, выгодных «Совэксу», Петербургскому нефтяному терминалу и ПТК. В мае 1996 г. он согласовал сдачу в аренду «Совэксу» топливно-заправочного комплекса государственного «Авиапредприятия Пулково». В мае 1995 г. подписал распоряжение, поручающее Петербургской топливной компании приобретать и хранить городской резерв автомобильного топлива. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Путин не был знаком с этими предпринимателям лично, а подобные решения был вынужден принимать по ряду службы. Пресс-секретарь уверен, что против президента идет «информационная атака».

«Те из лидеров группировок, кто понимал, что нужно поддерживать отношения с властью, и осознал, что с усилением силовиков нужно знать свой уровень и видеть границы дозволенного, – те уцелели и неплохо себя чувствуют. А для тех, кто этого не понял, все закончилось смертью или тюрьмой», – рассуждает бывший петербургский следователь Андрей Зыков. Он уверен, что ни о какой «информационной атаке» речи не идет: «Никакой информационной атаки здесь нет. Если Путин не имел отношения ко всем этим историям, то откуда вокруг такое количество его друзей и знакомых?», - говорит Зыков.

895fb2213e894611b04b7eb9283f3276

Инфографика: "Ведомости"

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari