
Фото: РИА «Новости»
После публикаций о гибели девяти новорожденных в роддоме №1 Новокузнецка в редакции СМИ и Telegram-каналов стали поступать новые свидетельства от женщин, рожавших в этом учреждении в разные годы. Они рассказывают о грубом обращении, отсутствии врачей во время родов, применении опасных методов и случаях гибели детей, которые, по словам матерей, впоследствии списывались на «внутриутробные инфекции».
Одно из таких сообщений опубликовал Telegram-канал «Инцидент Кузбасс». Его прислала женщина, поступившая в роддом летом 2025 года. По ее словам, она была вдовой военнослужащего, погибшего на войне в Украине. Как следует из ее рассказа, в роддом она поступила вечером 9 июля, однако в течение суток, несмотря на нарастающие схватки, к ней почти не подходили. В родзал ее перевели лишь ночью 11 июля. Женщина утверждает, что долгое время находилась одна, без объяснений и помощи, а когда начались потуги, ей кричали из коридора, чтобы она «тужилась», не заходя в палату.
По словам женщины, когда персонал все-таки начал принимать роды, в палате находились врачи, акушерки и санитарки. Женщине, как она утверждает, били по лицу, давили на живот и кричали: «Дура, ты сейчас убьешь своего ребенка». При этом происходящее сопровождалось шутками и смехом. Ребенок родился мертвым. На вопрос, почему он не плачет, ответа ей, по ее словам, так и не дали.
«Я спросила: “Это я его убила?” Мне ответили: “Конечно, ты, не мы же”»,
— рассказывает женщина.
После этого, утверждает женщина, ее перевели в отдельную палату и стали вести себя подчеркнуто вежливо. Один из врачей предложил ей «в следующий раз» снова прийти в этот роддом, пообещав «чуткое сопровождение беременности».
Ранее о происходящем в роддоме №1 Новокузнецка подробно писало издание «Сибирь.Реалии». Журналистам удалось поговорить с несколькими женщинами, рожавшими в этом учреждении незадолго до трагедии, а также в предыдущие годы. Их рассказы во многом совпадают с новыми свидетельствами.
Женщины сообщали о хронической нехватке персонала — по их словам, ночью врачи часто отсутствовали, а роды нередко принимали не акушеры и неонатологи, а медсестры и санитарки. По словам одной из собеседниц, во время родов на нее «наваливались всем весом», применяя прием Кристеллера — устаревший и потенциально опасный метод выдавливания ребенка.
«Роды начали принимать там же, на кровати, при других девочках. Ребенка до конца не вытащили, и меня с головой ребенка между ног повели в родовую. Я половину не помню – боль была такая, что я теряла сознание. Разрывов было очень много. Все зашивали, все было зашито-перешито.
Одна санитарка, даже не врач, наваливалась на меня всем своим весом. Я тогда подумала: это какое-то средневековье»,
— рассказывала одна из женщин. В результате ребенок родился с проблемами здоровья, невролог в Кемерово признал это последствием родовой травмы, но отказался писать в медицинской карте из-за «врачебной этики».
Другие пациентки вспоминали о грубом и унизительном обращении со стороны персонала. По их словам, на рожениц кричали, оскорбляли и запугивали.
«Что ты, сука, разоралась? Дома орать будешь»,
— вспоминает одна из собеседниц слова, которые регулярно слышали женщины в родзале.
Отдельно женщины говорили о случаях, когда медицинская помощь оказывалась с опозданием или не оказывалась вовсе. Одна из рожениц рассказывала, что начала рожать прямо в коридоре, просила о помощи, но к ней долго никто не подходил.
«Кто-то сказал: “Что ты орешь? Ты же не рожаешь”. В итоге санитарка поймала ребенка, который падал на пол»,
— приводило издание слова родственницы одной из пациенток.
После родов, по словам женщин, детям нередко диагностировали «внутриутробные инфекции» или пневмонии, даже если беременность протекала без осложнений. При этом матери утверждают, что в самом роддоме не соблюдались элементарные санитарные требования: персонал болел, масок и перчаток не хватало, полноценная санитарная обработка помещений не проводилась.
Другая женщина рассказывала, что ее ребенок умер после месяца пребывания в реанимации, хотя состояние младенца до этого оценивалось как стабильное. Причину смерти семье, по ее словам, так и не объяснили.
Сообщения женщин начали массово появляться после того, как 12 января 2026 года стало известно о гибели новорожденных в роддоме № 1 в новогодние праздники. Изначально региональные власти сообщали о шести умерших младенцах, однако позже число погибших увеличилось до девяти. Роддом был закрыт, а главный врач отстранен от работы.
В Министерство здравоохранения Кузбасса заявили, что все дети имели тяжёлые внутриутробные инфекции и что помощь оказывалась в соответствии с клиническими рекомендациями. Женщины, рассказывающие о своем опыте, считают происходящее не трагическим совпадением, а следствием системных проблем — кадрового дефицита, отсутствия контроля и практики замалчивания нарушений, которая, по их словам, в этом роддоме существовала годами.
После того как о гибели младенцев стало известно публично, Следственный комитет возбудил уголовное дело. Были задержаны главный врач Новокузнецкой городской клинической больницы № 1 Виталий Херасков и исполняющий обязанности заведующего отделением реанимации роддома Алексей Эмих. В зависимости от роли каждого их подозревают в халатности и причинении смерти по неосторожности. По версии следствия, с 4 по 12 января 2026 года из-за ненадлежащего исполнения должностных обязанностей в роддоме скончались девять новорожденных. Накануне Херасков был отстранен от должности.
Суд, однако, не стал отправлять фигурантов дела в СИЗО. Хераскову избрали меру пресечения в виде домашнего ареста, Эмиху — запрет определенных действий. В ходе судебных заседаний защита настаивала, что гибель детей была связана с тяжелыми врожденными патологиями, недоношенностью и факторами риска со стороны матерей. При этом на суде выяснилось, что и сам Херасков, и сотрудники больницы болели ОРВИ в период, когда в роддоме умирали младенцы, а медперсонал, по словам матерей, нередко работал без масок. Врачи вину не признают, расследование продолжается.