
В России в ближайшие два года планируется создать 164 новых объекта обращения с отходами, сообщила накануне пресс-служба заместителя председателя российского правительства Дмитрия Патрушева. Как следует из сообщения, за 2025 год были введены в эксплуатацию 24 таких объекта.
По словам Патрушева, для каждого региона была определена потребность в спецтехнике, контейнерах и площадках, а затем утверждены соответствующие планы закупок. «В текущем году совокупно приобретено больше 62 тысяч контейнеров, появилось 12 тысяч площадок под них. Помимо этого, закуплено 1,5 тысячи мусоровозов, из них значительная часть — через инструмент льготного лизинга, который появился в 2025 году при поддержке правительства России», — отметил Патрушев.
Двумя днями ранее гендиректор РЭО (Российский экологический оператор) Ирина Тарасова заявила, что в ближайшие годы в России построят свыше 220 предприятий по обращению с отходами. По ее словам, общая сумма инвестиций составит около 330 млрд рублей.
Как рассказал The Insider эколог, говоривший на условиях анонимности, под объектами обращения с отходами понимается широкий круг инфраструктуры: от свалок, мусоросжигательных заводов и полигонов для захоронения отходов до сортировочных и перерабатывающих комплексов — то есть любой земельный участок, где осуществляется какое-либо обращение с отходами:
«Согласно действующему законодательству, все эти объекты должны включаться в Госреестр обращения с отходами (ГРОРО). Чтобы попасть в этот реестр, объект должен отвечать требованиям действующего законодательства — просто свалку, не соответствующую правилам, туда не включат. Объекты по обращению с отходами должны иметь лицензию, которую выдает Роспотребнадзор.
В России есть примеры, когда объекты по обращению с отходами неплохо справляются со своими задачами и оказывают минимальное воздействие на окружающую среду и здоровье граждан. Но люди в большинстве случаев недовольны, когда рядом с ними строится объект по обращению с отходами, потому что видят, что чаще всего такие предприятия негативно влияют на качество их жизни и загрязняют окружающую среду. Например, из комплекса по переработке стоки текут в близлежащий ручей и дальше попадают в речные системы, последовательно их отравляя.
Бывает, что формально предприятие работает законно, но при этом там нет очистных сооружений. И это очень распространенное явление, когда даже новые предприятия загрязняют стоками водные системы. Очистные сооружения сложно строить, и работы просто забрасывают. То есть на них потрачены огромные средства, а они все равно не работают.
Что касается обещаний создать более 200 предприятий по обращению с отходами за 330 млрд рублей — я в это не верю, исходя из существующей практики. Уже упомянутый полигон на Сахалине съел более 10 млрд рублей, и он работает с мизерным выходом вторсырья, которое не находит никакого потребителя».
Эксперт Коммуникационного экологического агентства в беседе с The Insider подчеркнул, что Россия нуждается не в новых объектах переработки мусора, а в системе сортировки:
«В стране сейчас не нужно создавать новые мощности по переработке отходов. Уже существующие часто простаивают из-за отсутствия сырья. Нужно создать нормальную систему сортировки и сбора отходов, а это было практически разрушено в последние годы. Один из простых шагов — ввести залоговую стоимость для таких отходов, как пластиковые и стеклянные бутылки, алюминиевые банки. Мусорная реформа под эгидой РЭО провалена. И РЭО пытается это объяснить тем, что нужны новые мощности по переработке».
Другой эксперт-эколог отметил, что влияние различных объектов обращения с отходами на окружающую среду может быть разным и пока неясно, о каких именно объектах отчитывается российское правительство:
«Система переработки во многом упирается в систему сортировки. Время поджимает, так как в некоторых регионах заканчиваются территории для хранения отходов. В этих условиях принимались решения строить новые мусоросжигательные заводы, а этого хотелось бы меньше всего. Еще из возможных негативных последствий можно назвать создание топлива из тех отходов, которые можно было бы переработать. Создавать топливо немного легче, чем сортировать и перерабатывать мусор. В сложной экономической ситуации с разными типами вторсырья даже организация переработки может не принести желаемого и быстрого результата.
Нам катастрофически необходимы объекты обработки, и я надеюсь, что под обработкой мы будем иметь в виду не свалки, потому что свалка — это даже не полигон, она возникает неорганизованно. Если мы не продолжим перерабатывать отходы и будем образовывать непонятно какие свалки или растить те полигоны, которые у нас есть, то полигоны перестанут справляться с переизбытком мусора, который туда попадает».
РЭО — Российский экологический оператор, компания, отвечающая за формирование системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Дмитрий Николаевич Патрушев — сын Николая Патрушева, который сейчас занимает должность помощника Владимира Путина, в прошлом почти 20 лет возглавлял ФСБ, а затем был секретарем Совбеза России.
Дмитрий Патрушев занимает должность заместителя председателя правительства Российской Федерации с 14 мая 2024 года. В прошлом — министр сельского хозяйства Российской Федерации (2018–2024) и председатель правления Россельхозбанка (2010–2018).