
Фото: «Клаксон»
Европейская комиссия предложила смягчить действующие климатические требования к автопроизводителям и отказаться от фактического запрета на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года. Вместо требования о нулевых выбросах предлагается установить цель по сокращению выбросов CO₂ на 90% по сравнению с уровнем 2021 года, следует из инициативы, представленной 16 декабря в Страсбурге.
Действующие правила ЕС предполагают, что с 2035 года все новые легковые автомобили и фургоны должны иметь нулевые выбросы. Согласно новому предложению, автопроизводителям разрешат продолжить продажу некоторых не полностью электрических моделей — подключаемых гибридов и автомобилей с увеличителем запаса хода — при условии компенсации остаточных выбросов. Для этого предлагается использовать низкоуглеродную сталь, произведенную в ЕС, синтетическое топливо, а также биотопливо из непродовольственного сырья — например, из сельскохозяйственных отходов или использованного кулинарного масла.
Также предлагается смягчить промежуточные цели. Для легковых автомобилей вводится трехлетний переходный период — с 2030 по 2032 год, — в течение которого выбросы должны быть снижены на 55% от уровня 2021 года. Для фургонов целевой показатель на 2030 год предлагается снизить с 50% до 40%.
Инициатива стала крупнейшим откатом ЕС от «зеленой» политики за последние пять лет и последовала за усиленным давлением со стороны Германии, Италии и европейского автопрома. Автопроизводители заявляют, что не успевают адаптироваться к конкуренции с Tesla и китайскими производителями электромобилей. Немецкие компании, в частности, теряют позиции на китайском рынке и сталкиваются с ростом импорта китайских электрокаров в Европе, при том что введенные ЕС тарифы дали лишь ограниченный эффект.
На фоне этих проблем Ford накануне объявил о списании $19,5 млрд и отказе от ряда электромобильных моделей, объяснив решение политикой администрации Дональда Трампа и ослаблением спроса на электромобили. Европейские концерны Volkswagen и Stellantis также сообщали о слабом спросе и призывали к смягчению целевых показателей и штрафов.
Экологические и отраслевые организации, ориентированные на электромобили, раскритиковали предложения Еврокомиссии. Глава Polestar Михаэль Лошеллер заявил, что отказ от цели в 100% нулевых выбросов подорвет конкурентоспособность Европы и инвестиции в чистый транспорт. Исполнительный директор Transport & Environment Уильям Тодтс отметил, что ЕС «тянет время», в то время как Китай ускоряет переход на новые технологии.
Кроме того, Еврокомиссия предложила меры по стимулированию перехода на электромобили в корпоративных автопарках, на которые приходится около 60% продаж новых автомобилей в Европе. Национальные целевые показатели на 2030 и 2035 годы предлагается привязать к уровню ВВП на душу населения, оставив странам свободу в выборе инструментов. В качестве примера приводятся налоговые льготы для служебных электромобилей в Бельгии. Также предлагается создать отдельную регуляторную категорию для малых электромобилей с облегченными требованиями и дополнительными кредитами по CO₂ при производстве в ЕС.
Для вступления инициативы в силу ее должны одобрить правительства стран ЕС и Европейский парламент.