
Расследование 14 общественных вещательных компаний Европы, включая BBC, показало, что донор спермы, не подозревавший о наличии у него мутации гена, резко повышающей риск развития рака, стал биологическим отцом как минимум 197 детей в разных странах Европы. И эта цифра может быть не окончательной.
Часть детей уже скончались от онкологических заболеваний. Из тех, кто унаследовал мутацию, лишь немногие, по оценкам специалистов, смогут избежать развития рака в течение жизни.
BBC пишет, что сперма этого донора использовалась при лечении бесплодия в Дании, однако ею воспользовались семьи и из других стран, в частности Британии. Сперма распространялась датским банком European Sperm Bank, который выразил «глубочайшие соболезнования» семьям и признал, что в ряде стран сперма была использована чрезмерное количество раз. Сперма использовалась 67 клиниками в 14 странах.
Донор — анонимный мужчина, начавший сдавать сперму еще в 2005 году, будучи студентом. Он здоров и прошел стандартный скрининг. Однако мутация в его гене TP53, отвечающем за предотвращение опухолевых процессов, возникла еще до его рождения.
У самого донора опасная мутация присутствует только в части клеток, но до 20% его сперматозоидов содержат дефект. Дети, зачатые от таких клеток, получают мутацию во всех клетках организма. Это приводит к синдрому Ли — Фраумени, связанному с до 90-процентным риском развития рака, особенно в детстве.
Генетик Клэр Тернбулл из Института исследования рака в Лондоне назвала диагноз «ужасным» и объяснила, что семьи вынуждены жить под постоянной угрозой онкологии. Детям требуются ежегодные МРТ всего тела и мозга, УЗИ брюшной полости, а женщинам часто рекомендуют профилактическое удаление молочных желез.
Международных ограничений на максимальное число детей от одного донора не существует. В разных странах установлены свои лимиты: в Бельгии — не более 6 семей; фактически же было 38 семей и 53 ребенка; в Великобритании — не более 10 семей. European Sperm Bank признал, что эти лимиты были, к сожалению, нарушены.
Эксперты предупреждают: скрининг доноров никогда не сможет исключить все генетические риски. По словам профессора Аллана Пейси, «если ужесточать критерии дальше, у нас просто не будет доноров».