
Сенат США сделал первый шаг к завершению самого долгого в истории страны шатдауна правительства, сообщает Financial Times. Восемь демократов оторвались от единого решения партии и поддержали компромиссный план, согласованный между демократами, республиканцами и Белым домом. За продвижение соглашения проголосовало 60 сенаторов при 40 против.
Шатдаун, начавшийся 1 октября, продлился 40 дней. Соглашение предусматривает возобновление финансирования федерального правительства до конца января и восстановление зарплат работникам, уволенным во время остановки. Однако демократам пришлось уступить по вопросу налоговых кредитов на здравоохранение — план гарантирует лишь проведение голосования по этому вопросу не позже середины декабря.
Как отмечает издание, голосование в Сенате обнажило глубокие разногласия в Демократической партии. Лидеры демократов в обеих палатах Конгресса выступили против сделки. Сенатор от Орегона Джефф Меркли заявил:
«Авторитарная тирания Трампа разрушает нашу демократию у нас на глазах».
Шатдаун нанес серьезный ущерб американцам. В первый раз за более чем 60 лет прервалось финансирование программы продуктовых карточек SNAP, затронув 40 млн малоимущих граждан. Авиация пострадала от резкого сокращения рейсов — 8 ноября были отменены 2,7 тысячи полетов, задержаны 10 тысяч. Президент Трамп выразил оптимизм, написав в своей соцсети Truth:
«Похоже, мы приближаемся к концу шатдауна. Вы скоро всё узнаете».
Перед голосованием официальные лица в администрации Белого дома предупредили, что авиасообщение сократилось до минимума, а экономический рост может смениться падением. Минфин США заявлял, что экономический ущерб от шатдауна будет только нарастать.
Американист Ян Веселов назвал решение демократических сенаторов, которые пошли на сотрудничество с республиканцами, «действительно странным»:
«Не все, но только восемь демократов решили голосовать с республиканцами. Демократы толком ничего не получают от этой сделки. Самое важный для них пункт — восстановление чиновников, которые были уволены во время шатдауна, а остальные получат зарплату задним числом за пропущенные почти полтора месяца. Это не так уж значимо, потому что суды и так заблокировали увольнения и вопрос о зарплатах тоже может оказаться в суде. Эта уступка со стороны республиканцев не кажется существенной.
Кроме того, было обещание лидера республиканцев Джона Туна, что в декабре Сенат рассмотрит законопроект о продлении субсидий для оплаты медстраховок по программе Obamacare. Это на самом деле ни о чем. Республиканцы просто не будут голосовать за этот законопроект, и на этом всë закончится. Даже если какая-то часть республиканцев в Сенате поддержит этот законопроект, он пойдет в Палату представителей, а там спикер Палаты Майк Джонсон уже сказал, что даже не будет выносить его на голосование. У этого законопроекта нет шансов, поэтому расчет демократов не очень ясен, ведь они не получают от этой сделки ничего. Они не приблизились к достижению своих требований, ради которых поддерживали этот шатдаун в течение 40 дней. Сейчас это выглядит как капитуляция с их стороны, и на часть избирателей демократов это может произвести депрессивный эффект, потому что будет казаться, что их партия сдается и не готова дальше за них сражаться.
Я предполагаю, что для части сенаторов, которые все-таки проголосовали с республиканцами, главное — это обеспокоенность, связанная с тем, что по мере того, как шатдаун длится всë дольше, уже 41-й день, они начинают считать, что игра не стоит свеч и что они всë равно не смогут добиться от республиканцев продления субсидий, а негативные эффекты от шатдауна тем временем всë нарастают. Мы видим и массовые отмены авиарейсов, и задержки с выплатами зарплат госслужащим и социальных пособий. Они считают, что в этой битве не могут выиграть, поэтому нужно попытаться выйти как-то из этого с высоко поднятой головой. Учитывая содержание этой сделки, всë выглядит так, будто эта часть демократов решила просто сдаться».
Ранее Трамп пытался заставить республиканцев в Сенате отменить филибастер — правило, по которому обсуждение голосования по законопроекту может продолжаться до бесконечности, пока 60 из 100 сенаторов не проголосуют за прекращение его обсуждения. Однако отмена правила филибастера позволила бы демократам в случае прихода к власти принимать инициативы простым большинством.