
Владимир Мединский возглавил Союз писателей России, других кандидатур на эту должность не было. В своей предвыборной речи он заявил, что главная проблема современной российской литературы — отсутствие государства в этой сфере. Литература не получает от властей ни денег, ни внимания, считает он. С приходом Мединского было решено вернуться к практике из СССР: теперь дирекция Союза писателей займется хозяйством, а секретариат возьмет на себя творческую часть. «Такая схема была в СССР, мы ничего не изобретаем, а берем лучшее из истории», — пояснил бывший директор организации Николай Иванов.
Филолог и историк Михаил Эдельштейн в беседе с The Insider напомнил, что секретариат Союза писателей в СССР занимался идеологической работой и чистками в рядах писателей, а хозяйственное управление — распределением дач и санаторных путевок:
«Секретариат Союза писателей известен тем, что исключал неугодных писателей в 1970-е годы — например, Войновича, Владимова, Чуковскую, Галича, Пастернака и других авторов. Секретариат занимался именно поддержанием „чистоты“ рядов. А Литфонд был чем-то вроде хозяйственного управления, занимался дачами и санаторными путевками. И вот сейчас, видимо, в ожидании дач и санаторных путевок решили снова выделить отдельное хозяйственное управление, потому что они рассчитывают на золотой дождь, который на них прольется в связи с приходом Мединского, символизирующим повышенное внимание государства к этой сфере.
Понятно, что с приходом Мединского появится более жесткий идеологический фильтр. Его приход — это признак того, что государство решило, что писатели распустились и их надо построить в ряды. Для этого и создавался первый Союз писателей в 1934 году.
Я думаю, что независимые писательские инициативы попытаются централизовать. Союз писателей России — это ничто, организация, у которой были какие-то региональные отделения и все. Это „патриотический“ писательский союз, который развалился на две части: Союз российских писателей и Союз писателей России, то есть реакционный и прогрессивный, как говорили в начале 1990-х. И вот этот СРП как раз был реакционным, его возглавляли сначала Юрий Бондарев, потом Валерий Ганичев. Это довольно мрачные литературные и окололитературные персонажи.
Последние шесть лет его возглавлял совершенный ноунейм Николай Иванов, который известен каким-то военным прошлым. Что он написал, вряд ли помнят даже его заместители. Это человек, не существующий в литературе.
Теперь ясно, что на базе СПР будет создаваться более мощная писательская организация, такая, которая может награждать. Через нее будут проходить какие-то писательские командировки, путевки, премии. Может быть, дачи начнут раздавать снова или Писательский дом построят, если проводить параллели с советским временем. Так что да, это попытка централизовать писательскую власть, сосредоточить кнут и пряник в одних руках. И в ожидании пряника решено создать хозяйственное управление».
Филолог Гасан Гусейнов в интервью The Insider пояснил, что реорганизация Союза писателей — способ перейти на госфинансирование, потому что творчество Z-писателей не окупается, их никто не читает:
«В советское время все работало за счет государственных дотаций. Несколько десятков писателей зарабатывали огромные деньги, потому что их произведения выходили огромными тиражами и приносили доход. Десятки миллионов людей покупали Каверина, Михалкова... А сейчас только эта бездарная поросль. Это Акунина покупают миллионы, а Прилепина не покупают миллионы. В результате получилось, что вся книжная продукция не дает дохода.
Они хотят возродить хозяйственную деятельность Литфонда СССР, чтобы государство давало им деньги. Это способ перейти на госфинансирование, потому что никто не читает этих Z-поэтов и прочий сброд. Они себя объявили патриотическими писателями, но этот патриотизм не дает никакого дохода.
Я не знаю этот книжный рынок как следует, поэтому у меня оценочное суждение, но это оценочное суждение такое: реальные тиражи упали настолько, что на них нельзя существовать. Поэтому они пошли к государству с этими смешными словами про восстановление „отличного советского“ и „давайте нам денюжки из бюджета“. За этим нет никакой идеологии, это чистые финансы. Они просто не в состоянии на себе заработать. Если бы членом Союза писателей Российской Федерации был Акунин и если бы Литфонд зарабатывал на его гонорарах, то не было бы проблем. Но этих тиражей нет.
Это интересно с той точки зрения, что за три года не возникло настоящей крутой литературы, которая достойно отразила бы подвиг народа и героев СВО. Если бы такая литература была, были бы тиражи и писатели жили бы хорошо».
Участники российского книжного рынка и представители издательского бизнеса, наблюдая за этой ситуацией, рассказали The Insider, что для того, чтобы поднять статус организации, Мединский может попробовать сделать членство в Союзе писателей обязательным условием для публикации в России.
«Можно даже придумать какую-нибудь комиссию, состоящую из членов Союза писателей, которая будет разрешать к публикации, залитовывать иностранную литературу за долю от продаж. Или попробовать оставить одно госиздательство, чтобы у литераторов из Союза писателей пропала конкуренция. Это счастливое время вполне может наступить, но государство никогда не сможет платить издателю столько, сколько он зарабатывает как игрок на рынке. Это уже какие-то кремлевские мечтания», — говорит один из собеседников The Insider.
Мединский предложил пригласить в Союз писателей блогеров и запустить новый сайт организации. По его словам, главная задача союза — сделать его «авторитетной и влиятельной организацией», членства в которой «будут добиваться».
В правлении Союза писателей будет состоять 50 человек, туда войдут писатели Сергей Минаев, Александр Проханов, Игорь Волгин, Захар Прилепин, поэт Евгений Рейн, режиссеры Константин Богомолов и Карен Шахназаров, фантаст Сергей Лукьяненко, директор Литературного музея Дмитрий Бак.
Мединский является автором пропагандистских научно-популярных книг по истории и редактором нового учебника по истории для старшеклассников. В этом учебнике полностью переработан раздел, охватывающий период с 1970 по 2000 год, в него включены пропагандистские тезисы относительно Украины, а также рекомендации «не полагаться на альтернативные источники информации».