Суд в Хельсинки накануне, 23 января, провел допрос обвиняемого в военных преступлениях россиянина Воислава Тордена (также известного как Ян Петровский). Как передает издание Yle, прокремлевский неонацист заявил, что не принимал участия в боевых действиях и не сделал на войне ни одного выстрела. Подсудимый отвечал на вопросы через переводчика и своего адвоката Хейкки Лампела.
Отвечая на вопросы суда, Торден заявил, что в 2014 году поехал в Луганск по «гуманитарным причинам», чтобы оказать помощь местным жителям. Также он пояснил, что не имел командных полномочий и описал главу военизированной ультраправой группировки «Русич», в которой воевал на стороне так называемой ЛНР, Алексея Мильчакова («Серб») как «диктатора». По мнению защиты, основной задачей Тордена в Луганске была съемка пропагандистских и вербовочных видеороликов, а также работа с гуманитарной помощью.
Давая показания, Торден сообщил, что идеологией «Русича» является «панславянизм» и настаивал, что группировка не входила в состав российской армии и действовала самостоятельно. Согласно показаниям Тордена, он присоединился к «Русичу» в конце июня 2014 года. По его словам, он не проходил никакой военной подготовки, только курс по оказанию первой медицинской помощи, так как «каждый гражданин обязан иметь базовые знания об этом».
Обвиняемый заявил, что пятого сентября 2014 года, когда, по версии следствия, он совершил преступление, «никакого расстрела не было». Торден заявил, что он был со знакомым журналистом на блокпосте группировки «Зоря», где также были другие бойцы «Русича». Они оставили вещи на КПП и пошли в лес, а по дороге к ним присоединился «Серб». Во время их общения, по словам Тордена, произошел «действительно громкий и мощный взрыв». Торден рассказал, что он обернулся и увидел только море огня. В это же время началась стрельба.
Он сказал, что видел двоих раненых: одного более тяжелого, другого более легкого. Один из бойцов батальона «Зоря» попросил бинты, чтобы остановить кровь — у Тордена с собой была аптечка. По его словам, перестрелки он не видел, но видел много дыма.
Горели оборудование, боеприпасы и взрывчатка. Торден утверждает, что находившийся с ним репортер снимал на видео всё, что происходило на месте после взрыва. «Я не участвовал в этом. Я не сделал ни одного выстрела», — цитирует Тордена Yle.
По просьбе своего адвоката Торден прокомментировал пропагандистское видео «Русича», в котором Торден произносит фразу «никакой пощады не будет, и пленных не берем». Подсудимый заявил, что на видео он повторяет то, что сказал командир. Торден отрицал, что в видео говорилось: «Пощады не будет». Военнопленных противника нужно брать в плен, раненых — отправлять в реанимационное отделение и при необходимости обменять на своих, заявил в суде неонацист.
Торден описал ситуации, когда тяжелораненый пленный просит, чтобы его застрелили «из милосердия». Подсудимый отрицал, что отдавал подобные приказы, и выразил мнение, что к раненым военнопленным или врагам следует относиться с уважением. Также он утверждал, что руководствуется тем, что войну нужно вести честно.
Рассмотрение дела Тордена началось 5 декабря 2024 года в Окружном суде Хельсинки. Прокурор запросил для Тордена пожизненное заключение по обвинению в пяти военных преступлениях, cовершенных в Украине, когда он занимал должность замкомандира диверсионно-штурмовой разведывательной группы (ДШРГ) «Русич», принимавшей участие в вооруженном конфликте на Донбассе в 2014–2015 годах на стороне пророссийских сепаратистов. Торден отрицает вину.
В числе инкриминируемых Тордену преступлений — участие в расстреле «Русичем» грузовика и легкового автомобиля с 26 украинскими солдатами 5 сентября 2014 года. По словам прокурора, часть солдат погибла в засаде (подразделение использовало украинский флаг на КПП и тем самым ввело в заблуждение украинских солдат), а некоторых впоследствии казнили Торден и другие члены подразделения.
Обвинение подтверждает свою позицию в том числе видеоматериалами из соцсетей «ВКонтакте», «Одноклассники», «Mail.ru», а также на видеохостинге YouTube. Фотографии, на которых Торден запечатлен с оружием, он назвал отредактированными в Photoshop, а интервью, где он подробно рассказывал о расстреле, — служащим исключительно для пропаганды и создания «легендарного образа группы».
Как рассказала российскому государственному агентству РИА «Новости» адвокат Тордена Наталия Мальгина, ожидается, что приговор ее подзащитному суд вынесет не позднее первых чисел апреля. Последнее заседание по делу запланировано на 31 января.
О том, кто такой Воислав Торден и чем он знаменит, читайте в тексте The Insider — «Из варягов в зэки. Прокремлевский неонацист-убийца сменил имя и сбежал в Финляндию, теперь его могут выдать в Украину».