Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD97.24
  • EUR106.51
  • OIL79.29
Поддержите нас English
  • 7454
Новости

«Китайские автопроизводители не станут развивать производство в России даже после повышения утильсбора, им это не выгодно» — эксперт

1 октября в России вступило в силу решение Минпромторга о поэтапном повышении утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику. Его базовая ставка осталась неизменной — 20 тысяч рублей, но существенно выросли повышающие коэффициенты. В частности, для ввозимых из-за рубежа для перепродажи в России автомобилей с объемом двигателя 1 до 2 л коэффициент вырастет с 15,03 до 27,81 для новых моделей и с 26,44 до 48,91 — для машин старше трех лет. В абсолютных цифрах это означает повышение сбора с 300,6 тысячи до 556,2 тысячи рублей и с 528,8 тысячи до 963,8 тысячи рублей соответственно. В следующие годы коэффициенты планируется повышать и дальше. Соответствующее постановление правительства опубликовано на портале правовых актов.

Утилизационный сбор взимается с каждой машины, которая ставится на учет в России. При этом если автомобиль собирается в России, то утилизационный сбор государство возвращает производителю. Изначально эта мера была призвана простимулировать иностранных автопроизводителей локализовывать свое производство в России, вкладываясь в развитие технологий и обеспечивая рабочими местами местных жителей, и до 2022 года автопроизводители на это соглашались. Однако после начала войны и введения санкций абсолютное большинство из них покинуло Россию, продав построенные здесь заводы и прекратив экспорт в страну. Исключением стал Китай, продолжающий ввозить свою продукцию.

Директор по устойчивому развитию и работе с государственными органами компании «Скания-Русь» в 2017–2023 годах, профессор менеджмента в Кавказском университете Вахтанг Парцвания в разговоре с The Insider заявил, что даже такое повышение не заставит китайские автоконцерны локализовывать производство в России и лишь сделает автомобили более дорогими, а значит, менее доступными:

«После того как западные компании ушли из России, на их место пришли китайцы — они не производят, а только ввозят. Китайские машины завозятся, а производства нет. Но Китай обладает большим ресурсом и может играть с ценами, поэтому составляет огромную конкуренцию местным компаниям, которых и так немного. В итоге получается, что импорт вытесняет локальное производство на рынке, а это тысячи рабочих мест, инвестиции и технологии. Импорт фактически не создает добавленную стоимость, поэтому не особо выгодно поддерживать все это. Россия пытается ввести дополнительные сборы с импортеров, чтобы стимулировать их производить в стране. Предполагается, что цены на импорт будут расти и покупатели будут приобретать авто российского производства, даже китайские — например, компании Haval, которые производятся в Тульской области.
Сказать, на сколько конкретно вырастут цены в результате повышения утильсбора, нельзя, это зависит от компании. Кто-то готов не увеличивать цены, снизив прибыль, получаемую с одной машины. Но единовременное повышение сбора на 70–80% никому не удастся скомпенсировать так, чтобы оно не отразилось на цене. Главная проблема с этим утилизационным сбором в том, что, когда импортеры увеличивают цены, российские производители тоже их увеличивают вслед за ними, несмотря на то что российским производителям утильсбор возмещается.
В данный момент это приведет к тому, что потребителю станет еще сложнее приобрести машину. Китайские игроки, мне кажется, не согласятся увеличивать локализацию и производство в России. Есть масса других рисков, которые удерживают их от этого, помимо вторичных санкций, — в первую очередь то, что сам рынок маленький. Российский рынок — это миллион машин в год, половину из этого может производить „АвтоВАЗ“. Оставшиеся 500 тысяч — это капля в море, которую трудно окупить. Локализация — это инвестирование в производство, и для получения льгот эти инвестиции должны быть масштабными. Получается, ты должен много инвестировать, а окупаемость при таких объемах рынка будет измеряться десятилетиями. Поэтому, несмотря на такую жесткую меру, они не согласятся инвестировать в Россию. Единственное, чего можно ожидать, — это небольшого перераспределения спроса на более дешевые машины, произведенные в России, например „АвтоВАЗ“ или Haval. Вопрос лишь в том, насколько на них сместится спрос. Все, кто были готовы купить китайские авто, внезапно купят „АвтоВАЗ“? Я сомневаюсь».

Согласно опросу агентства «Автостат», более 27% респондентов категорически не готовы приобретать китайский автомобиль, еще почти столько же соглашаются это сделать только ввиду отсутствия альтернатив. Среди причин недовольства китайскими автомобилями большинство опрошенных называет высокие цены и низкое качество. При этом в условиях санкций и недоступности иномарок западного производства доля рынка китайских автомобилей продолжает расти: в целом китайские концерны рассчитывают продать в России в 10 раз больше авто, чем в 2021 году.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari