Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) впервые вынес решение, согласно которому российское законодательство о «нежелательных организациях» нарушает Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Постановление, опубликованное на сайте суда, вынесено после рассмотрения 85 жалоб от неправительственных организаций и граждан.
В числе заявителей: Фонд Андрея Рылькова, Free Russia Foundation (США), Всемирный конгресс украинцев (Канада), Ассоциация школ политических исследований (Франция) и Общество свободы информации (Чехия), Илья Яшин, Владимир Кара-Мурза, бывшие активисты «Открытой России», 33 участника Форума муниципальных депутатов в 2021 году и другие. Жалобы касались признания организаций «нежелательными» и привлечения к ответственности за участие в «нежелательных организациях».
ЕСПЧ постановил, что Россия нарушила статьи 10 (свобода выражения мнений) и 11 (свобода объединений) Конвенции, и предписал выплатить исцам компенсации неимущественного ущерба в размере €7500 (или меньшую сумму, которая была фактически запрошена), возмещения расходов и издержек в размере €850 (или меньшую сумму, которая была фактически запрошена), а также возмещения имущественного ущерба, которое будет установлено для каждого истца в индивидуальном порядке. Российское государство отказалось участвовать в рассмотрении дела.
Суд подчеркнул, что российские власти не представили никаких доказательств того, что деятельность организаций, признанных «нежелательными», нарушала какой-либо закон. Отмечается, что не существовало закона, запрещающего сотрудничество с «иностранными агентами» или иностранными должностными лицами, подготовку отчетов и аналитических материалов о внутренней и внешней политике РФ, продвижение законопроектов, обсуждение различных вопросов на международных форумах, предоставление юридических консультаций или обучение правозащитников.
В постановлении говорится, что закон о нежелательных организациях и статья 20.33 КоАП (участие в деятельности «нежелательной организации») не отвечают требованию «качества закона», поскольку не позволяют определить, за какие конкретно действия лицо может быть наказано. В документе также отмечается, что список Минюста «ориентирован преимущественно на те организации, которые законным и мирным путем реализуют свои права, предусмотренные Конвенцией, в своих соответствующих сферах интересов».
В постановлении отмечается, что заявители просили обязать российское государство отменить все законы о «нежелательных организациях». «Однако решения Суда носят по сути декларативный характер, и он не имеет полномочий требовать внесения изменений в законодательство», — говорится в документе.
167 «нежелательных» за девять лет
Понятие «нежелательная организация» появилась в российском законодательстве в 2015 году. Таким организациям запрещается вести какую-либо деятельность на территории России, в том числе иметь офисы или счета в банках, реализовать какие-либо проекты и распространять информацию. Сайты подобных организаций также блокируются.
С 2021 года гражданам России запрещено участвовать в деятельности «нежелательных организаций», даже если они проживают за пределами страны, под угрозой административной ответственности. Повторное нарушение, сбор средств для «нежелательной организации» или организация ее работы влекут уголовную ответственность (ст. 284.1 УК).
В списке «нежелательных организаций» Минюста РФ в настоящее время значится 167 пунктов. В их числе правозащитные организации и их спонсоры, образовательные учреждения, русскоязычные медиа, природоохранные организации и профсоюзы.
В 2016 году Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) обнародовала заключение, в котором признала российский закон о «нежелательных организациях» не соответствующим требованиям законности согласно статье 11 Конвенции о защите прав человека. По мнению Комиссии, «из-за отсутствия конкретных критериев/запретов неправомерности поведения неправительственной организации, а также расплывчатых и неточных условий относительно оснований, по которым деятельность иностранной или международной НПО может считаться „нежелательной”, Федеральный закон не может считаться соответствующим требованию законности».
В докладе специальной докладчицы ООН по РФ Марианы Кацаровой, который был представлен Совету ООН по правам человека в 2023 году, указывалось, что для присвоения организации статуса «нежелательной» не нужно никаких оснований, а сами организации узнают о принятом российскими властями решении задним числом. За все время действия закона ни одна организация не смогла успешно оспорить свой статус и не была исключена списка Минюста РФ.
В постановлении ЕСПЧ отмечается, что выход России из Совета Европы не освобождает ее от обязанности сотрудничать с органами Конвенции.
Федеральный закон № 129 от 23 мая 2015 года.