Состояние 70-летнего правозащитника Олега Орлова становится хуже. Осужденный на два с половиной года колонии по делу о «дискредитации» российской армии председатель «Мемориала» простудился и начал терять слух. Об этом сообщает центр «Мемориал» в своем Telegram-канале.
В публикации говорится, что причиной стали ежедневные изнурительные поездки из СИЗО в суд, где Орлов знакомится с материалами дела. Он написал заявление о том, что ему нужна медицинская помощь. Его состояние видно невооруженным глазом, но, несмотря на это, судья Астахова требует продолжать поездки. Из-за них он не может попасть к врачу в СИЗО.
Кроме этого, как отмечает сам Орлов, ему не дают конфиденциально общаться с адвокатом. Все их разговоры контролируют, запрещают обсуждать что-либо «не по делу» и читают все документы, которыми обмениваются адвокат и подзащитный.
Защитники Орлова направили жалобу председателям Головинского суда и Мосгорсуда на негуманное обращение и нарушение его права на защиту. Однако это пока не дало результата.
В феврале суд в Москве приговорил сопредседателя «Мемориала» Олега Орлова к 2 годам и 6 месяцам колонии по делу о повторной «дискредитации» армии. Правозащитника взяли под стражу в зале суда.
Ранее Орлова уже судили по этому делу, в октябре прошлого года его оштрафовали на 150 тысяч рублей. Позже Мосгорсуд отменил штраф и вернул материалы следствию, после чего в деле появилось упоминание мотива политической ненависти.
Уголовное дело против Орлова возбудили в марте 2023 года, после обысков в «Мемориале», проходивших в рамках другого дела — о реабилитации нацизма. В ходе следственных действий в организации изъяли технику и архивные документы. Самому Орлову вменили в вину написание статьи, в которой он назвал боевые действия России в Украине «тяжелейшим ударом по будущему страны». Статья под заголовком «Они хотели фашизма — они его получили» сначала вышла во французском издании Mediapart, а затем правозащитник опубликовал ее на своей странице в Facebook.
Орлов отказался защищать себя в суде и выступил только с последним словом. В своем выступлении правозащитник назвал звеньями одной цепи убийство Алексея Навального, удушение свободы слова в России, вторжение в Украину и «судебные расправы над критиками режима», включая его самого.