Мемориальную комнату советского прозаика и поэта Варлама Шаламова, которая располагалась в туберкулезном диспансере поселка Дебин и по решению
министерства здравоохранения Магаданской области была закрыта, не будет перевезена в Магадан. Об этом рассказал The Insider один из создателей и ответственный за обновление и поддержку экспозиции историк и писатель Иван Джуха:
«Я на связи с министром культуры и туризма региона Людмилой Горлачевой. Договорились, что экспонаты примет дебинская школа. Они выделяют отдельный класс и там расположат эту экспозицию целиком. Это было бы идеально в тех условиях, которые сложились».
В начале декабря стало известно, что Министерство здравоохранения Магаданской области закрывает экспозицию. Власти объяснили это заботой о здоровье посетителей и обещали перевезти экспозицию в Магадан. Джуха выступал против переноса экспозиции и предлагал варианты сохранения мемориала в Дебине. По мнению Джухи, истории Шаламова, больницы и поселка между собой переплетены и связаны и вырвать что-то одно — это значит нарушить целостность:
«Перенос комнаты в Магадан лишил бы Дебин маленького, но очень значимого культурного объекта. Поселок умирает, как и многое на трассе, как и вся Колыма. Но поддержать в ней жизнь, пока там живут люди, мне бы очень хотелось. Золотопромышленник Владимир Найман построил в центре Дебина церковь. Она обошлась во много рублей, во много миллионов — не в этом дело. Казалось бы, в умирающем поселке зачем? Он тоже там родился, он коренной колымчанин. Я не колымчанин, хотя уже считаю себя таковым: двадцать с чем-то поездок, когда-то работал там в экспедиции геологом. Он тоже цепляется за это. Пока там есть люди, ты можешь радовать их глаз, их слух.
Я ее называю комнатой — Мемориальная комната Шаламова. Она возникла больше двадцати лет назад. Создал ее главврач на то время дебинской больницы Георгий Гончаров. Он выделил пустую комнату и стал свозить туда все, что связано не только с Шаламовым, а и с лагерной Колымой. Поскольку лагерная Колыма — это и есть Шаламов, то эту комнату назвали „комната Шаламова“. Собственно шаламовских документов там было совсем немного: ксерокопии приговоров и очень много лагерных артефактов. Собрать Гончарову их помогали местный золотопромышленник Владимир Найман и Иван Паникаров — специалист по лагерной Колыме. Лучше Ивана ее никто не знает. Вот эта тройка и может считаться родоначальником этой комнаты-музея. И в таком виде комната существовала до 14 августа 2023 года.
Это была обязательная точка на маршруте всех, кто ездит по колымской трассе. Много тургрупп ездит по трассе Якутск — Магадан. Это две тысячи километров. И все, кто едут в составе туристических групп от турагентств, непременно туда заезжали. Вход был свободным.
Книга отзывов довольно толстая. Она практически была заполнена, и по ней можно судить, насколько команта популярна. Там автографы путешественников почти всех европейских стран, ну и отечественных туристов. Но и не только туристов, не только тех, кто путешествовал по трассе. Туда приезжали и гости Дебина — все, кто приезжал к Ивану Паникарову в Ягодное. Это в 70 километрах. Он привозил их сюда. Одним словом, это была точка на трассе. Таких точек мало, где есть что показать».