Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD97.55
  • EUR106.14
  • OIL75.94
Поддержите нас English
  • 7637
Новости

Крупные иностранные автомобильные компании выиграли от выхода из России — автоэксперт Асланян

Вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров сказал о том, что автомобильный завод Hyundai в Санкт-Петербурге будет продан некоей российской компании, однако корейцы смогут выкупить свое производство в течение двух лет — если, конечно, захотят. Автоэксперт Сергей Асланян рассказал The Insider о том, случится ли это, в каком состоянии сейчас отечественный автопром и действительно ли западные производители автомобилей страдают без рынка РФ, как об этом иногда заявляют в российских пропагандистских СМИ.

Уход Hyundai

Компания Hyundai уходила из России насильственно — она не хотела этого делать. Корейцы всегда очень серьезно вкладываются в страну, в которую пришли. У этой компании были планы на сто лет вперед по строительству заводов, завоза своего модельного ряда и приведения страны в цивилизованный вид.

Сейчас, когда Hyundai вынуждены были уйти, единственное, чем можно было попытаться подсластить эту трагическую пилюлю — обещать обратный выкуп, хотя это предложение и длится всего два года, как подразумевает сделка. Это попытка улыбнуться на прощание партнеру, который был до конца честен. Корейцы очень по-честному пришли, они специально разрабатывали Hyundai Solaris для России. Машина была чрезвычайно успешная.

Сами по себе они бы не ушли, и Россия расставались с ними, пристраивая теперь никому не нужный завод ценой в ноль копеек, сказав: «Если у вас возникнет идея, как к нам вернуться, то мы будем ждать». За этим ничего не стоит, кроме дипломатической улыбки.

Титульная промышленность

У России есть ошибочное представление об автомобильной промышленности. Она декларировала, что эта промышленность титульная, и неразумно считает, что она является главным критерием определения успеха страны. Мол, есть в экономике автопром — это успешная страна, как Америка, а если нет, то неуспешная, как Афганистан. Это абсолютная глупость и заблуждение.

Поэтому, когда из России ушли все иностранные производители, Россия подумала, что вместо одного завода должен быть другой завод. Это говорит о том, что политика превалирует над экономикой. В старую коробку от Adidas не надо любой ценой добыть и положить какие-то новые ботинки, чтобы они там лежали, но уже под каким-то китайским именем. Эта порочная практика принимает просто удивительные формы, когда нужно что-то сделать с заводами, а сунуть их некуда.

Передать российскому правительству завод — это всё равно что не сделать ничего. Хозяин повесил замок и сказал: «Спасибо, до свидания. Больше мне этим вопросом не надоедайте». Такой замок висел на воротах Hyundai, Toyota, Nissan, BMW и так далее. Их надо было куда-то пристраивать, и была паника, судороги и глупые решения — сунуть туда, отдать сюда, передать на баланс правительству, еще какой-нибудь бред…

Не очень отечественное автомобилестроение

Параллельно с этим встает вопрос выживания конкретного завода «АвтоВАЗ». Он не имеет возможности выпускать автомобили, потому что берет комплектующие из-за рубежа. Нет ни одной советской или нынешней модели «АвтоВАЗ», которая бы на 100% состояла из российских деталей. Они минимум на 20% состоят из зарубежных.

Поэтому надо найти и привезти, например, из Китая систему ABS, топливную аппаратуру, автоматическую коробку передач и всю электронику. Но из КНР можно привезти только запчасти восьмого-девятого сорта: привезли партию ABS на Largus — партия машин вся оказалась браком и ушла на доделку.

На сегодняшний день завод в Тольятти не выпускает автомобили, а выпускает машинокомплекты, которые стоят на заводе на газончике и ждут деталей. Снаружи это машина, но у нее много чего нет. Когда удастся подвезти из Китая ящик нужных комплектующих, то их поставят.

Есть другой вариант — сымитировать филиал «АвтоВАЗа» в каком-нибудь Казахстане или Узбекистане. Это будет завод, который будет считаться местным и собирать «Ладу», а комплектующие пойдут не восьмого сорта из Китая, а первого сорта — из Узбекистана.

Узбекистан — это страна, которая по уровню автомобильной промышленности превосходит Россию всю целиком

Он начал выпускать автомобили в 1991 году и имеет огромное количество комплектующих, которые выпускаются на месте. Если нет возможности в Тольятти добыть «ящик» с ABS, то это конец. Если делать «Лады» в Узбекистане и ставить местные узбекские ABS — это уже прогресс. Тем более, что местные ABS всё равно лучше, — по сути это нормальный лицензированный Bosch, а не какая-нибудь китайская кривизна. По сути, это единственный шанс для российского автопрома.

Кто несет убытки

Крупные зарубежные компании уже год как не в России. Все результаты этого года они уже опубликовали — есть финансовая отчетность, экономическая. Очень хорошо отчитались немцы с Mercedes, BMW и Volkswagen, как и остальные производители. Они в цифрах показали, каково это — остаться без России. По итогам они все выиграли от того, что расстались с Россией, и стали богаче. Mercedes, BMW и Volkswagen заработали больше без РФ.

Российская экономика всегда была построена по одному и тому же чисто российскому сценарию, который не очень приемлем на Западе. На сертификацию, подвоз комплектующих и ритмичное полноценное производство автомобилей в России всегда нужно иметь в смете несколько специфических позиций: взятки, откаты, подкуп чиновников, лоббирование интересов и так далее. Это очень затратно.

Бизнес иностранца в России — это чудовищные убытки в связи с коррупцией, которая является основой российской экономики. Они это терпели, потому что работают вдолгую, и у них была диверсификация — большая дилерская сеть, но для них это было тяжело.

И самое главное — всё это было очень трудно объяснить у себя дома. Когда немцы пришли с заводом Ford в Россию, они у себя в Германии очень долго объясняли правлению, что в России мало построить завод — надо еще взяток распихать «в три конца». А их там спрашивали, что такое «в три конца» и что такое «взятка»?

Губернатору нужно заплатить, потому что ему не выгодно, когда вы приходите со своим высокотехнологичным заводом, создаете рабочие места и инфраструктуру. Там, где была помойка, теперь красивый асфальт, ровные дорожки, красивые газоны и счастливые люди. Россия так устроена, что считается, что это нужно заводу Ford — чтобы были газоны и рабочие, а губернатору-то это не нужно, и поэтому он ждет взятки.

Но после губернатора надо заплатить еще и его заместителю, а потом куратору, а потом заместителю заместителя, потом — строителям, потом — за проект нашего завода, потом — за подвод к нашему участку коммуникаций

И еще отдельная взятка по водоотводу, отдельная — по энергоснабжению, и отдельная — по переработке отходов, потому что канализация не связана с водопроводом.

Так что когда всё это кончилось, они с облегчением вздохнули и сказали: «Посмотрите на наши цифры! Мы без этой России не просто выиграли, но и перестали портить своих людей». Американцы, шведы, французы, испанцы и итальянцы, которые работали в России, вынуждены были играть по русским правилам — давать взятки, пить водку с какими-то мерзотными жлобами из Управления президента, с какими-то негодяями из ФСБ, с какими-то казнокрадами из губернаторского управления.

Они это терпели только в расчёте на долгую перспективу, которой так и не дождались. Рассчитывать на их возвращение можно только в том случае, если Россия поумнеет. Если она останется такой же скотской страной, то желание вернуться у них будет минимальное.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari