Генпрокуратура признала «нежелательной» организацией ассоциацию «За свободную Россию» (Stowarzyszenie «Za Wolna Rosje», Польша). Как сообщает пресс-служба надзорного ведомства, участники ассоциации агитируют россиян вступать в ряды добровольческих батальонов ВСУ.
В публикации говорится, что «идейными вдохновителями» этой организации являются сбежавшие в Польшу и ставшие резидентами стран ЕС Анастасия Сергеева и Мария Хармаст. По данным Генпрокуратуры, они вовлекают россиян в ряды добровольческих батальонов и готовят так называемые группы сопротивления.
Также ассоциация выступает с «резкой антироссийской повесткой», а сами Сергеева и Хармаст причисляют себя к «репрессированному» гражданскому обществу, подчеркивается в сообщении.
«Вместе с представителями несистемной оппозиции, уехавшими из России, они устраивают для западной публики театрально-политические акции, рассчитанные на привлечение внимания и денежных средств», — заключила Генпрокуратура.
Пропагандистское агентство РИА «Новости» в сообщении о признании ассоциации «нежелательной» отмечает, что организация реализует проекты по «идеологической обработке региональных журналистов для участия в пропагандистских кампаниях против РФ», в том числе с целью «дискредитации» деятельности российских консульских и дипломатических учреждений при организации выборов за границей.
«Своей деятельностью иностранная неправительственная организация Stowarzyszenie «Za Wolna Rosje» вмешивается во внутренние дела нашей страны, что в совокупности представляет угрозу конституционному строю и безопасности Российской Федерации, заключили в ведомстве», — критикуют ассоциацию пропагандисты.
Одна из создательниц организации, Анастасия Сергеева, заявила в беседе с The Insider, что еще до начала полномасштабного вторжения РФ в Украину, был признан «нежелательным» другой фонд — WOT Foundation (ВОТ-Фонд), руководителем которого она была на тот момент. По ее словам, то, что Генпрокуратура только сейчас добралась до ассоциации, является свидетельством их плохой работы, при этом ассоциация не работает еще с прошлого года. Сергеева уточнила, что Генпрокуратура назвала ее и Марию Хармаст «идейными вдохновителями», однако это не так.
«Ассоциация создавалась группой людей в 2015 году и среди них больше десяти человек. Потом членами ассоциации были разные люди, их было много, это был плод коллективного ума. У Генпрокуратуры неадекватно всё указано. Ассоциация с конца прошлого года приостановила свою деятельность, и это было связано с тем, что в ноябре, после того, как я заявила, что участвую в инициативе ”Гражданского совета”, группа из нескольких членов ассоциации потребовала моего исключения. Мария и еще пара коллег заблокировали деятельность ассоциации с конца декабря — там нет руководящих органов, и ассоциация не функционирует».
Большая часть членов за это время вышли из состава ассоциации, и на сегодняшний день стоит вопрос о том, чтобы ассоциацию закрывать, уточнила Сергеева. Деятельность приостановлена в результате внутреннего конфликта между членами ассоциации, так как часть из них считала, что организация должна состоять исключительно из тех, кто придерживается пацифистской позиции и «никаким образом не хочет вовлекаться в вопросы войны».
При этом Сергеева не знает, что именно имеет в виду прокуратура, когда пишет, что ассоциация агитирует россиян вступать в ряды добровольческих батальонов ВСУ.
«Я со своей стороны могу сказать, что в прокуратуре, видимо, работают некомпетентные, неквалифицированные люди, которые не умеют работать даже с открытыми источниками. Я неоднократно заявляла и говорила, что моя деятельность в ”Гражданском совете” никаким образом не связана ни с фондом, ни с ассоциацией ”Свободная Россия”».
По мнению Сергеевой, в законе о «нежелательных» организациях нет практического смысла, признание «нежелательными и иноагентами» стало рутиной, чиновники просто выполняют планы — так определяются их «ценность и их зарплата».