Нападение в Чечне на журналистку «Новой газеты» Елену Милашину и адвоката Александра Немова связано с поисками ими пропавшего бывшего чеченского силовика Ясина Халидова. К такому выводу в редакции «Новой» пришли в результате внутреннего расследования.
По информации издания, Халидова якобы задержали его бывшие «коллеги» в мае 2023 года при попытке уехать из Омской области в Казахстан. Халидов в период работы занимался провокациями против молодежи и помогал таким образом увеличивать силовикам статистику раскрываемости, пишет «Новая». Правозащитная организация «Мемориал» пишет, что Халидов участвовал в «оперативной деятельности» сотрудников Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) МВД, где специализировался на раскрытии так называемых «спящих ячеек» ИГ как в самой Чечне, так и в европейских диаспорах.
Перед похищением мужчина долгое время пытался уволиться из чеченских силовых структур. За этого, по информации «Мемориала» и «Новой газеты» Халидова даже избивали и подвергали травле. Затем чеченец обратился за помощью к братьям Янгулбаевым, которых связывают с чеченским оппозиционным движением 1ADAT. Газета пишет, что Янгулбаевы получили от Халидова информацию о методах провокаций силовиков в Чечне, а после бросили, не обеспечив безопасность. После того, как к делу подключилась Милашина, Ибрагим Янгулбаев обвинил журналистику в поддержке режима. В разговоре с «Кавказ.Реалии» Янгулбаев отметил, что помогать Халидову передумали, узнав, что он «не просто рядовой кадыровец», а причастен к провокациям и фабрикации многих уголовных дел. «Если кадыровцы убьют кадыровца, то так ему и надо», — сказал Янгулбаев «Новой газете».
В настоящий момент официальной информации о местонахождении Халидова и его процессуальном статусе нет. Многочисленные запросы адвоката Александра Немова и журналистов в различные органы эффекта не принесли. 31 июля второй адвокат Халидова Александр Караваев обратился с заявлением в Следственный комитет России. Он потребовал возбудить уголовное дело по статье о похищении и возможном убийстве подзащитного.
В массиве информации, которую Халидов передал Янгулбаеву, есть сведения, которые, по информации «Новой газеты» классифицируются как секретные. Например, там была база данных сотрудников, работающих под прикрытием, и агентов ЦПЭ МВД по Чечне, через которых они «раскрывают террористические организации и предотвращают теракты». Большинство из этих агентов — чеченские девушки. Они носят никаб и выдают себя за последовательниц радикального ислама, а затем убеждают парней перейти к активным действиям.
На Милашину и Немова напали ранним утром 4 июля, когда они ехали из аэропорта Грозного, куда прибыли на суд по делу Заремы Мусаевой. Журналистку и адвоката избивали полипропиленовыми трубами, а Милашиной также обрили голову и облили ее зеленкой. Нападавшие сломали технику и порвали документы, отобранные у жертв. Следствие по делу ведется по шести статьям Уголовного кодекса РФ, в том числе, по статьям о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста и угрозам защитнику.
Помимо адвоката и журналистки потерпевшим признан водитель такси, который их вез.