Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD85.56
  • EUR93.26
  • OIL84.85
Поддержите нас English
  • 2105
Новости

Глава Минфина не планирует помогать падающему рублю. ЦБ нечем влиять на курс системно, считают экономисты

Глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил о планах не вмешиваться в ситуацию с падением рубля, так как это «не вариант». Он сказал об этом в интервью ТАСС. При этом в интервью министр сам себе противоречит — в заголовке материала агентства вынесена противоположная мысль с его цитатой: «Антон Силуанов: для нас принципиально, чтобы курс рубля был предсказуемым».

Доллар и евро с начала года подорожали на 30% и 40% соответственно. Силуанов заявил, что падение рубля связано «с торговым балансом — притоками и оттоками валюты в страну и из нее». Также он утверждает, что власти не собираются никак регулировать курс. По его словам, поддержка рубля потребует траты золотовалютных резервов, при этом бюджету «хорошо» от слабого рубля, поскольку правительство получает «больше доходов».

«Держать рубль и регулировать курс на рынке — это не вариант. Мы отошли от этого, курс у нас плавающий», — заявил Силуанов.

Как объяснили The Insider экономисты, на самом деле в России нет полностью плавающего курса, курс рубля продолжает формироваться главным образом спросом и предложением частного сектора. При этом, несмотря на заявления Силуанова, наблюдается вмешательство ЦБ — об этом свидетельствует в том числе повышение ставки. У правительства и центрального банка есть инструменты, чтобы сгладить колебания, однако практически нет возможности повлиять на уровень курса системно, подчеркивают эксперты.

Евгений Надоршин, экономист консалтинговой компании ПФ «Капитал»:

«Торговый баланс оказывает влияние на курс рубля: растущий импорт и падающий экспорт внесли свой вклад в его удешевление. Фраза Силуанова о том, что власти „не вмешиваются“ в ситуацию с падением рубля, неверна в том плане, что сообразно бюджетному правилу на валютном рынке проводятся интервенции. Более того, Центральный банк добавил вмешательства своим решением по повышению ставки в июле на величину использования средств ФНБ. Так что в России нет полностью плавающего курса, да и раньше не было.
Тот режим, который сейчас у курса рубля, правильно называть „контролируемым плаванием“. Когда присутствует ЦБ и совершенно явны решения регулятора, Центрального банка, а именно повышение ставки, сама величина этого повышения и дополнительные валютные интервенции были направлены на стабилизацию ситуации ни валютном рынке.
Я не понимаю долгосрочных целей и задач, которые государство ставит себе в экономической политике. Поэтому я не могу оценить, насколько оптимальна выбранная стратегия. По моему мнению, уровень неопределенности, который порождается бюджетной политикой, довольно высок. Все должно быть не так».

Алекс Исаков, экономист:

«В подходе правительства и Банка России к управлению валютным курсом почти ничего не изменилось даже после заморозки международных резервов. Курс продолжает формироваться главным образом спросом и предложением частного сектора, а интервенции Банка России можно ожидать, когда ослабление курса грозит системным риском для банков — по нашим оценкам, порог курса рубля к доллару, после которого следует ожидать реальных интервенций, сегодня выше 100.
Сегодня аналитики разделились на две основные школы мысли в части валютного курса. Одна часть считает первичными торговые потоки и относит ослабление к росту импорта или снижению экспортной выручки, а другие считают первичными потоки по финансовому счету — в частности, рост переводов на зарубежные депозитные и брокерские счета, покупку недвижимости и других активов.
На мой взгляд, финансовые потоки объясняют динамику курса более полно: по нашим оценкам, только аномальный отток розничных средств на иностранные депозиты превысил $43 млрд, а общий объем „избыточного“ оттока капитала частного сектора превысил $147 млрд с начала 2022 года. С этой точки зрения, избыточно высокие расходы бюджета и низкие ставки в рублях объясняют ослабление. Торговые потоки дают противоречивую картинку: курс рубля потерял порядка 30% против доллара, притом что дисконт нефти Urals-Brent сократился с более 25 до 15$ за баррель. То есть экспортная выручка должна была поддерживать курс.
Баланс текущего счета всегда будет таким, чтобы удовлетворить спрос на сбережение в иностранных активах (то есть спрос на отток капитала), а курс будет ровно таким, чтобы обеспечить соответствующий баланс текущего счета. У правительства и Центрального банка есть инструменты, чтобы сгладить такие колебания, но практически нет возможности повлиять на уровень курса системно. В этой ситуации действующий режим плавающего курса выглядит рациональным. Чтобы не дестабилизировать курс, сейчас правительству следует осторожнее давать сигналы и оценки об ожидаемых уровнях валютного курса».

Ранее экономист Сергей Алексашенко рассказывал в эфире The Insider Live о банковской системе России, ослаблении рубля и связи коррупции с войной.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari