• 1902

Nature: Ученые обнаружили ген, отвечающий за бессимптомное течение Covid-19

Ученые выяснили, благодаря какому гену в человеческом геноме часть людей, переболевших Covid-19, перенесли болезнь бессимптомно. Как сообщает журнал Nature, исследователи обнаружили связь между бессимптомным течением болезни и вариациями генов HLA (Human Leukocyte Antigens), которые кодируют белки, находящиеся на поверхности клетки. Эти белки есть почти на всех клетках организма. Они «демонстрируют» иммунной системе фрагменты потенциально чужеродных объектов, заставляя Т-клетки иммунной системы включить иммунный ответ против «вторжения».

Как выяснилось, за бессимптомное течение болезни отвечает мутация в HLA генах, которая наблюдается у 10% людей и повышает шансы бессимптомного течения в два раза.

Авторы исследования использовали базу данных доноров костного мозга, из которой отобрали 30 тысяч человек. Эти люди заполняли анкеты, внося туда информацию о положительных результатах анализа на коронавирус и о переживаемых симптомах Covid-19. Исследование провели еще до того, как стала широко применяться вакцинация от коронавируса. Среди его участников за 15 месяцев более 1400 человек заболели ковидом, у 136 из них болезнь протекала бессимптомно.

Чтобы разобраться в механизме действия мутации, авторы исследования изучили поведение Т-клеток иммунной системы, отобранных у людей с данной мутацией еще до эпидемии ковида. Такие клетки никогда не встречались с вирусом ковида и поэтому не могли иметь иммунной «памяти» о нем. Оказалось, что, когда мутантный протеин HLA предъявлял Т-клеткам фрагмент белка «шипа» коронавируса, Т-клетки активно набрасывались на «пришельца».

Этот фрагмент структурно подобен фрагментам белков «шипа» у сезонных коронавирусов, которые вызывают обычную простуду. Это позволяет Т-клеткам, которые раньше встречались с простудой, быстрее давать иммунный ответ на SARS-CoV-2. Ученые предполагают, что мутантный HLA более эффективно демонстрирует фрагмент белка шипа коронавируса, таким образом улучшая иммунную узнаваемость сезонного коронавируса и давая лучший ответ на SARS-CoV-2.

По имеющимся данным, во время пандемии более 20% больных, инфицированных коронавирусом SARS-CoV-2, не испытывали никаких симптомов болезни. Эксперты Nature полагают, что найденная мутация поможет вакцинологам разработать вакцины от ковида, которые будут не только снижать тяжесть течения болезни, но и предотвращать возникновение симптомов.

Вирус, вызывающий Covid-19