Nature: Биоинформатики нашли ген – фактор риска для «длинного ковида»

Фото: wildpixel/iStock/Getty Images Plus

Журнал Nature сообщает о первом полногеномном исследовании, в котором был обнаружен ген — фактор риска для «длинного ковида».

Биоинформатики собрали полногеномные данные у 6450 людей из 16 разных стран. Все эти люди болели «длинным ковидом». Генетические данные более миллиона других участников исследования использовались для контроля. Ученые нашли определенный участок генома, который связан с увеличенной в 1,6 раза вероятностью получить «длинный ковид». Этот кусок ДНК находится рядом с геном FOXP4, который активен в легких и других органах. Последовательность ДНК, связанная с «длинным ковидом», также ассоциирована с более высокой активностью гена FOXP4 в легких.

«Длинный ковид» — это длительное болезненное состояние после перенесенной острой инфекции COVID-19, характеризующееся большим количеством (более 200) симптомов, среди которых: плохая концентрация и сложности с мышлением («туман в голове»), мешающая работе постоянная усталость, головная боль, проблемы со сном, головокружение, продолжающийся кашель, одышка, боль в груди.

Ученые давно занимались анализом генетической предрасположенности к различным проявлениям ковида, в частности к повышенному риску тяжелого течения болезни. Этот поиск в основном включал гены иммунной системы, которые позволяли вирусу ковида входить в клетки. Тот же ген FOXP4, как было выяснено в более ранних исследованиях, связан и с более тяжелым течением острой фазы. Он же оказался связан с раком легких. Его влияние на «длинный ковид» более сильно, чем на тяжесть течения инфекции, поэтому увеличение риска «длинного ковида» нельзя объяснить одной лишь тяжестью основного заболевания.

Исследования генетической предрасположенности к «длинному ковиду», как уверены эксперты Nature, позволят лучше понимать причины этого сложного и многофакторного заболевания — в результате врачи смогут, вероятно, лучше предотвращать «длинный ковид».