Россия не выполнила угрозу и не снизила добычу по итогам марта на обещанные 500 тысяч баррелей в сутки, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), объем сокращения составил всего лишь 290 тысяч баррелей в сутки, таким образом, российские власти обманули мировые рынки. Об этом пишет агентство Bloomberg со ссылкой на ежемесячный отчет МЭА.
Более того, экспорт нефти из России в марте вырос до рекордного уровня со времен пандемии коронавируса, при этом доходы от этого экспорта почти в два раза ниже аналогичного показателя 2022 года. МЭА приходит к выводу, что западные санкции в отношении нефти и нефтепродуктов работают ровно так, как и задумывалось. По оценкам агентства, в марте Россия поставляла на мировые рынки в среднем 8,1 млн баррелей в сутки — рекорд с апреля 2020 года, рост экспорта МЭА объясняет большими скидками на российские нефтепродукты, которые привлекают покупателей.
Однако высокие скидки негативно отражаются на доходах от экспорта. МЭА признает, что за счет роста экспорта в сравнении с февралем, в марте общие доходы выросли, но они всё еще на 43% ниже уровней марта 2022 года и составляют $12,7 млрд. Средняя цена российского барреля марки Urals в марте, по оценкам агентства, была на $2 ниже, чем в феврале, и составила $50,67 при установленном потолке в $60 за баррель. При этом средняя цена Urals при продаже напрямую в портах Черного и Балтийского морей (без учета расходов на страхование и транспорт) составляет вообще $44,46 и $44 соответственно.
Единственный сорт нефти, который торгуется выше потолка — это премиальная марка ВСТО (ее особенно любят на азиатских рынках), но и она торгуется со значительным дисконтом относительно Brent — на уровне $67,5 за баррель. Экспорт «грязных» и «чистых» нефтепродуктов также проходит в соответствии с установленными лимитами западных стран, отмечает агентство, что значительно сокращает доходы российских компаний.
В начале февраля вице-премьер и бывший министр энергетики Александр Новак утверждал, что для защиты собственного рынка и увеличения доходов страны российские компании сократят добычу нефти на 500 тысяч баррелей в сутки. С его слов, добыча нефти в России в феврале составляла 10,2 млн баррелей в сутки, хотя эта оценка противоречит его же собственным словам, которые вице-премьер произнес в начале февраля, когда добыча оценивалась в 9,8–9,9 млн баррелей в сутки — тогда же он утверждал, что в феврале правительство ожидает аналогичного уровня добычи.
Однако МЭА не доверяет этим цифрам и заявляет, что в феврале добыча нефти в стране была примерно на уровне 9,9 млн баррелей, а по итогам марта — 9,58 млн баррелей в сутки, таким образом, российские власти не выполнили собственное обещание и сократили добычу только на 290 тысяч баррелей в сутки вместо 500 тысяч баррелей. Ввести рынок в заблуждение российские власти могли в рамках так называемых «вербальных интервенций» (намеренное жесткое заявление с целью манипуляции рынком), в случае с Россией это могло привести к росту цен на нефть, который был бы выгоден Кремлю. Bloomberg также напоминает, что в прошлом году российские власти засекретили экспортные данные по нефти, чтобы затруднить оценку реального экспорта.