Центр «Досье» опубликовал материал о внутреннем устройстве бизнес-империи Евгения Пригожина, в которую входят «фабрика троллей», группа компаний «Конкорд», ЧВК Вагнера и другие проекты кремлевского повара, а именно школьное питание, строительство, гостиничный бизнес, торговлю шоколадом, медиабизнес, добычу золота, алмазов, нефти и других полезных ископаемых, международный политический консалтинг, мясокомбинат в африканских джунглях, автомойку и т.д.
В распоряжении журналистов оказались более 1 млн документов структур Пригожина, доступ к которым в начале осени 2022 года получили неизвестные хакеры.
В материале отмечается, что все структуры Пригожина связаны друг с другом: раненые бойцы «Вагнера» приходят в себя на базе отдыха в Геленджике, чиновники Минобороны получают скидочные карты в Елисеевский магазин, «тролли» заседают в построенном компаниями Пригожина здании и продвигают оттуда услуги ЧВК Вагнера на международную аудиторию.
То же самое происходит с выборами: одни и те же политтехнологи отрабатывают заказы в Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Киеве, Триполи, Мапуту и Кейптауне. Сотрудников регулярно перекидывают с проекта на проект: те, кто вчера выбирал мебель для квартиры дочери Пригожина, сегодня покупают билеты в Тегеран или Португалию для матери Пригожина Виолетты (в девичестве Хохлова) через московскую турфирму Zelenski Corporate Travel Solutions, а завтра, может быть, будут проводить фильтрационные процедуры в захваченном украинском городе.
Именно из-за такой структуры санкции против проектов Пригожина, как утверждается в расследовании, плохо работают.
Журналисты изучили штат и платежные ведомости работающих в структурах Пригожина IT-специалистов. В среднем они зарабатывают около 110 тысяч рублей в месяц.
Почти половина IT-специалистов у Пригожина работает без трудовой книжки, а официально оформленные сотрудники получают 40–60% зарплаты в конвертах, следует из документов бухгалтерии.
Всем потенциальным сотрудникам, как утверждается, даже если они будут работать в ресторанах, проводят обязательный двухчасовой допрос на полиграфе «Диана-07». Его цель — выявлять потенциально нелояльных или опасных для Пригожина людей.
По оценкам бывших сотрудников, в «фабрике троллей» работает около 400 сотрудников, из которых более 30 занимаются только написанием комментариев на сайтах СМИ, еще порядка 30 человек пишут комментарии в YouTube.
Помимо собственно «фабрики», сотрудники Пригожина занимаются и другими интернет-проектами, так называемыми «спецзадачами». Например, кампаниями в интернете против Александра Беглова или зятя главы МИД России Сергея Лаврова.
На проект под названием «Соболиная охота» против Любови Соболь в 2019 году тратили от 700 тысяч до 1,7 млн рублей в месяц. Сюда же относится оплата информаторов, которые предоставляли структурам Пригожина информацию из штабов оппозиции в Москве и Петербурге, оппозиционных СМИ, либеральной среды и других общественных групп.
Источник Центра «Досье» рассказывает, что куратор «спецзадач» — бывший сотрудник «РИА Новости» Илья Горбунов. С 2019 года он фактически руководит медиагруппой «Патриот», с 2020 года руководит «фабрикой троллей» и всеми псевдооппозиционными Telegram-каналами.
В архиве встречаются упоминания об оплате публикаций, ретвитов и лайков у блогеров-тысячников и пабликов в Twitter, среди которых — «Литература», «Д///ИХАД», Митрофан Белов, Александр Дедуренко, Леонид Дягтерев, «Радио Стыдоба», «Пьяный Твиттер» и «Новости. Как есть».
В Telegram «фабрика» оплачивала посты в каналах «Медиатехнолог», «Как-то вот так» и «338» и репосты в канале «Караульный».
Помимо федеральных Telegram-каналов Пригожин контролирует небольшую «оппозиционную» сетку в Петербурге, которая занята критикой Беглова: «Протестный Петербург», «Площадь Восстания», «Питербургская жопа», «Ассамблея», 1703, «Питерская булка», «Раньше всех СПб», «Склад грязи», «Канал Грибоедова».
В одном из документов сотрудники Пригожина утверждают, что для продвижения проекта «ЯRus» они оплачивали посты в каналах «Как я встретил столбняк», «Лентач», «Только никому», «Код Дурова», «Антиглянец», «Небожена», Yaplakal, FemaleMems, «Курятник», ebobo и «Светские хроники».
Примерный бюджет «фабрики троллей» в 2022 году составил 70-100 млн рублей в месяц без учета «спецзадач».
Кроме того, еще до полномасштабного вторжения России в Украину Пригожин активно сотрудничал с «военкорами». Его сотрудники оплачивали публикации в пабликах «Антимайдан», «Сирия|Военные хроники» и у одного из самых известных «военблогеров» Yurasumy, он же Юрий Подоляка. «Военный писатель Владлен Татарский», он же Максим Фомин, тоже получал компенсацию за продвижение нужных тезисов еще в 2021 году.
Другой известный военный обозреватель — «Рыбарь», он же Михаил Звинчук, — пару лет назад пришел на работу в офис «фабрики троллей» и активно продвигал свой канал за ее счет, говорится в расследовании. В одном из документов того времени Звинчук числился руководителем «международного направления», где кроме него были задействованы и получали платежи еще 49 человек, включая журналиста Аббаса Джуму и военного обозревателя Бориса Рожина (Colonelcassad). Работники «международного направления» «фабрики» писали аналитические материалы для ФАН и раскручивали тезисы «троллей» через свои Telegram-каналы: «Крылья войны», «Lu Man: Взгляд на Восток», «Брюссельский стукач», «Индия сегодня», «Американский номер», «Центр нарушений прав человека», «Пятая республика», «Южный ветер», «Пасечник», «Байки из фавел» и другие.
В бюджетах сотрудников Пригожина заложены и платные публикации в СМИ — от небольших изданий до «Литературной газеты» и «Коммерсанта».