Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD90.93
  • EUR100.80
  • OIL71.99
Поддержите нас English
  • 1591
Новости

«Люди спорят о том, реформа это или переворот» — журналист Вигдорчик. В Израиле третий месяц продолжаются протесты против судебной реформы

В начале января новое правительство Израиля, возглавляемое Биньямином Нетаньяху, представило проект реформы, суть которой заключается в том, чтобы ослабить судебную власть и лишить высшую судебную инстанцию возможности отменять принятые законы. Идея вызвала недовольство значительной части общества, в стране начались протесты. 11 марта оппозиция сообщила о крупнейшей акции за всю историю страны: на улицы израильских городов вышло 500 тысяч человек, примерно половина — в Тель-Авиве. Через несколько дней Кнессет принял в первом чтении законопроект, позволяющий парламенту преодолевать вето Высшего суда справедливости.

Израильский журналист Павел Вигдорчик рассказал The Insider, что противники реформы расценивают ее скорее как переворот. Если она будет воплощена в жизнь, правительство получит власть над Верховным судом, и таким образом будет разрушена система сдержек и противовесов, а действующее правительство и коалиция, имеющая большинство в парламенте, останутся безо всякого контроля.

«Судебная реформа в корне меняет взаимоотношения между ветвями власти. В Израиле парламентская республика, так что законодательная и исполнительная власть по сути является одним целым, и возглавляет их премьер-министр. Сдерживать эту власть призвана судебная, которая в 1990-х годах получила перевес над законодательной властью в результате принятия концепции всеобщей подсудности. Под юрисдикцию судебной системы попадает абсолютно всё. Большинство израильтян выступают за то, чтобы снова придать баланс этой системе, чтобы вернуть равновесие этим ветвям власти, но инициативы, которые проводит нынешнее правительство, слишком радикальные, что и вызвало раскол в обществе».

Коалиция противников Нетаньяху разнородна, наиболее радикальная ее часть говорит об «оккупации Израиля» и требует смещения правительства.

«Особенность этих протестов в том, что в них участвует значительное количество тех, кто голосовал за нынешнюю коалицию и поддерживает судебную реформу, но у них вызывают оторопь масштабы и скорость изменений. Израиль определяет себя как еврейское демократическое государство, и он раскололся на сторонников еврейского и сторонников демократического государства. На площадь выходят сторонники демократического государства, что характерно для Израиля: массовые манифестации всегда устраивают противники власти. Такие же протесты были и в 1950-е годы, когда подписывали соглашение с Германией по репарациям, и когда были Норвежские соглашения в 1990-х годах, большая волна была против высоких цен в 2012 году. Это для Израиля привычно.
Можно еще вспомнить массовые демонстрации против Ливанской войны в 1982 году, но я не думаю, что когда бы то ни было была подобная ожесточенность. Люди ожесточенно спорят о том, нужна ли реформа. И вообще — реформа ли это или переворот. Очень много задействовано не фактов, а эмоций. В этой судебной реформе сторонники светского и демократического Израиля видят признак того, что сторонники более религиозной части израильского общества настроены взять некий реванш за поражение на предыдущих выборах».

Израильская пресса сообщала о случаях, когда полиция жестко разгоняла демонстрантов, использовала светошумовые гранаты и водометы, а также арестовывала протестующих за нарушение общественного порядка.

«Полиция получила от министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира, который является ультраправым политиком, указания вести себя как можно жестче с демонстрантами. Это вызвало недовольство внутри самой полиции. Генеральный инспектор полиции, видимо, по согласованию с министром, отстранил от должности Амихая Эшеда, начальника полиции Тель-Авива, где проходят массовые демонстрации, и это вызвало огромное недовольство как среди общественности, так и среди полицейского генералитета.
Эшеда отстранили за недостаточную жесткость по отношению к демонстрантам. Он был сторонником диалога и того, чтобы предоставить демонстрантам возможность перегородить очень важную трассу [шоссе Аялон], которая идет через весь Тель-Авив. Он был за, министр был против, генеральный инспектор был против».

В феврале Нетаньяху попытался назначить главой Центрального статистического бюро (ЦСБ), которое отвечает за всю официальную статистику в стране, своего близкого сторонника Йоси Шели, хотя у того нет компетенции и опыта для подобной работы. Эта попытка не удалась. 14 марта общественный телеканал КАНН-11 сообщил, что премьер-министр потребовал от ЦСБ заморозить все конкурсы на замещение вакантных должностей до тех пор, пока не будет назначен глава бюро.

«Нетаньяху пытается расставить и по ключевым, и по второстепенным постам своих сторонников. Попытка назначить главу ЦСБ характерна. Есть еще более опасный момент у этих волнений, и он касается армии. Многие израильские офицеры, летчики и разведчики, говорят, что отказываются участвовать в сборах резервистов. Они говорят, что скрепя сердце будут продолжать исполнять свои обязанности резервистов, но они категорически выступают против этой реформы. Несколько дней назад новый начальник Генерального штаба выступил очень неудачно, заявив, что лучше жесткая власть, обеспечивающая порядок, чем анархия. Он вынужден был быстро взять свои слова обратно, но это реальное нарушение табу. Впервые за всю историю начальник Генштаба высказался так четко по этому вопросу. В армии вызывает большие вопросы происходящее, потому что на каком-то этапе это начнет влиять на боеготовность в условиях возможной военной конфронтации с Ираном.
Мы уже видим несколько последствий у этих волнений в других сферах. Начинается тихий отток капитала, потому что капитал любит спокойствие. Ему не так важно, диктатура в стране или демократия, хотя он и предпочитает демократию, но важнее всего спокойствие. Кроме того, ухудшилось в результате всех этих действий положение Израиля на международной арене, произошло охлаждение с ОАЭ. Сложно сказать, насколько это связано, но мы видим, что начинается сближение между Саудовской Аравией и Ираном, что очень плохо для Израиля.

Пути разрешения кризиса

Согласно законодательству Израиля, коллегия Верховного суда заседает также в качестве Высшего суда Справедливости и в этом качестве действует как первая и последняя инстанция. Законопроект, принятый в первом чтении, фактически аннулирует право вето Высшего суда Справедливости, который исполняет функции конституционного суда и может отменять принятые парламентом законы. Согласно документу, парламент сможет преодолевать вето суда простым большинством.

«По идее, сейчас будет подана апелляция против этого закона, и Высший суд Справедливости ее удовлетворит, и мы окажемся в ситуации паралича. Обе стороны балансируют на пороге юридической ядерной войны, которую они могут устроить друг другу. Это реальная угроза, потому что обе стороны готовы парализовать юридическую жизнь Израиля. Очевидно, что нужен выход. Нетаньяху не склонен к конфронтации, он опытный политик и предпочитает налаживать дела, а не устраивать революции. Очевидно, что он ищет выход, потому что сам он находится под следствием, и юридический советник правительства запретила ему участвовать в обсуждении этой реформы. Он вынужден действовать за кулисами. Всем понятно, что на самом деле он участвует, но никаких решений официально он принимать не может.
Есть еще компромиссная программа, предложенная бывшим министром юстиции Даниэлем Фридманом и профессором Ювалем Эльбашаном, которую, однако, отвергает оппозиция. Есть программа, подготовленная президентом Ицхаком Герцогом, и она должна быть обнародована в ближайшие дни. В этом случае оппозиции будет сложнее сказать “нет“. Это инициатива человека, который служит символом государства. Кроме того, он был очень известным юристом и занимался успешной частной практикой до того, как уйти в политику.
Нынешняя коалиция как бешеный принтер выдает всё новые и новые законы, меняющие ситуацию. Оппозиция призывает ее остановиться, чтобы дать шанс этим инициативам. В то же время часть инициатив она уже отвергла. И тут возникает вопрос, кто кого ведет — политики протестующих, или это протесты вынуждают политиков занимать более непримиримую позицию».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari