Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD99.93
  • EUR103.29
  • OIL79.06
Поддержите нас English
  • 1093
Новости

«Молодежь увидела в законе об „иноагентах“ угрозу своему будущему» — политолог Васадзе

Грузинские партии, ранее поддержавшие принятие законопроекта об «иностранных агентах», отозвали документ после двух дней протестов, переросших в столкновения с полицией. Тем не менее в заявлении, сделанном по этому поводу от лица парламентского большинства, включая «Грузинскую мечту», говорится, что часть общества неверно интерпретировала законопроект, ошибочно сочтя его «российским» и противоречащим стремлению Грузии к евроинтеграции. В заявлении говорится также, что парламент собирается провести разъяснительную работу.

Политолог Гела Васадзе в беседе с The Insider назвал отзыв законопроекта победой гражданского общества и выразил сомнение, что парламентарии вообще вернутся к этой инициативе:

«Я не думаю, что они вообще вернутся к этому закону, потому что этот закон им нужен был как сигнал. Тестовый режим такой, и тест они не прошли, и слава богу. Ничего они не будут делать. Это победа всего гражданского общества Грузии, и прежде всего это победа молодых людей, которые заставили „Мечту“ дать задний ход. Суть этого закона была в том, что те, кто получают гранты от иностранных посольств и фондов, должны быть внесены в один какой-то реестр. Абсолютная аналогия с первым изданием российского закона. Потом туда внесли физических лиц, потом репрессивные меры, но первое издание было вегетарианским.
Этот закон по сравнению с российским ничего не менял, потому что в Грузии грант от того же посольства США — это почетно, никакого отрицательного отношения к этому нет и быть не может. Речь здесь о том, что наши власти решили показать, что они могут. Что они вот так могут просто взять и принять закон, который делает просто ментальную отсылку на российский опыт. Им объяснили, что нет, они не могут. И самое главное — они не ожидали такой реакции общества, потому что они считали, что закон касается 15–20 неправительственных организаций и нескольких оппозиционных СМИ. А на самом деле получился интересный эффект: молодежь и студенчество, которые родились после распада СССР, которые не представляют Грузию вне Европы и которые уже давно мечтают о том, чтобы у нас было нормальное демократическое государство, увидели в этом угрозу своему будущему и своей мечты, и они поняли, что их грузинская мечта — другая, что и показали.
Дальше будут протесты с требованием наказать виновных в разгоне мирных акций протеста. Если 10–15 человек где-то с задней стороны парламента бузили, то надо их арестовывать, а не идти на проспект Руставели, где ничего не было и где люди стояли просто на мирном протесте, и разгонять их в нарушение Конституции Грузии, где закреплено право на собрания. Поэтому в этом плане нужно призвать к политической ответственности тех, кто принял это решение».

Внести изменения в законодательство предложили депутаты движения «Сила народа» — сателлита партии власти «Грузинская мечта». Изначально речь шла о двух законопроектах. Первый похож на американский Закон о регистрации иностранных агентов (FARA), под которыми подразумеваются представители иностранных правительств и политических партий, продвигающих интересы своих «принципалов». Второй документ предусматривал создание реестра «агентов иностранного влияния» по аналогии с законом, который приняли в России для преследования неугодных властям людей и организаций. Именно этот законопроект и был принят в первом чтении грузинским парламентом.

Вечером 7 марта у здания парламента на проспекте Руставели в Тбилиси начали собираться жители, недовольные принятым законопроектом. Полиция пыталась разогнать протестующих слезоточивым газом, более 60 человек были задержаны. На следующий день акция продолжилась, полиция снова применила газ и водометы. Протестующих поддержала президент Грузии Саломе Зурабишвили, записав обращение из-за границы.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari